Вымирающие растения — Naked Science
28.08.2015, 09:23

Вымирающие растения

Вымирающие растения - непентес аттенборо, ризантелла Гарднера, пальма-самоубийца, медузагина супротивнолистная, маммилярия эрреры.

072679d149c8a66210ffa270a2e
Непентес аттенборо

Эти удивительные «чашки» – хищники, питающиеся насекомыми. Произрастает непентес на острове Палаван (Филиппины) и на склонах горы Виктория. Nepenthes attenboroughii – деревянистый кустарник, который достигает 1,5 метра в высоту. Средние размеры его «кувшинов» – порядка 25 см в длину и 12 см в ширину. Впервые это растение было обнаружено христианскими миссионерами, пытавшимися покорить пик Виктория, в 2000 году, затем – в 2007-м – описано экспедицией биологов.

Самым крупным цветком-кувшином из найденных остается 1,5-литровая «чашка». Неудивительно, что были зафиксированы случаи, когда в такую ловушку попадали не только насекомые, но и мелкие грызуны.

Международный союз охраны природы считает это растение вымирающим – из-за маленького ареала распространения и браконьерства.

«Пальма-самоубица»

Так называют мадагаскарскую пальму Tahina. Помимо того, что это растение вошло в список десяти самых замечательных видов 2009 года (по версии Международного института по исследованию видов), оно же вошло в список самых исчезающих – в 2012 году (по версии Международного союза охраны природы). Самая большая угроза для этого дерева – активная вырубка джунглей и лесные пожары (помимо собственного медленного воспроизводства).

Пальма растет только в одном-единственном месте на Земле – в районе Аналалавы на северо-западе Мадагаскара. При высоте 18 метров она считается самой крупной пальмой острова.

Плодоносит Tahina spectabilis, по сути, только перед своей гибелью, расцветая в 30-50 лет. Процесс плодоношения отнимает у дерева слишком много энергии, поэтому после его завершения пальма высыхает. По данным на 2012 год, на Мадагаскаре осталось лишь тридцать взрослых пальм Tahina.

Ризантелла Гарднера

Rhizanthella gardneri – вид суккулентных семейства орхидные. От других орхидей они отличаются лишь одним – тем, что растут под землей, а вот цветы их находятся снаружи. Растение не черпает энергии из солнечного света, а подпитывается паразитирующими на нем грибами. Цветут ризантеллы в апреле-мае-июне, в соцветии бывает от 8 до 90 темно-бордовых цветов, которые источают запах формалина. Известно лишь несколько мест произрастания этого удивительного цветка – все они находятся в Западной Австралии и насчитывают вместе всего 50 колоний.

Медузагина супротивнолистная

Medusagyne oppositifolia – единственные представитель семейства медузагиновые. Такое название растение получило из-за сходства плодов с медузой. Дерево достигает 9 метров в высоту и растет только на острове Маэ (Сейшелы). Да и там увидеть его крайне непросто, поскольку избирает медузагина труднодоступные расщелины скал. Это растение не просто редкое – оно даже считалось вымершим, пока в 1970-х его не обнаружили вновь. На сегодняшний день насчитывается до 90 взрослых деревьев, многие из которых уже утратили способность давать плоды.

Маммилярия эрреры

Этот кактус из хорошо знакомого любому кактусисту рода маммилярия. Сам род очень распространен, а вот вид Mammillaria herrerae в диком виде можно встретить лишь в окрестностях города Кадерейты (штат Керетаро, Мексика), хотя на окнах кактусоводов он довольно частый постоялец. Этот миниатюрный и весьма очаровательный кактус до 3,5 см в диаметре дает цветы диаметром 2,5 см. Именно в силу популярности у кактусистов и простоты ухода численность дикорастущей эрерры за последние 20 лет сократилась на 90%.