Вымирающие растения — Naked Science
28.08.2015

Вымирающие растения

3.6

Вымирающие растения - непентес аттенборо, ризантелла Гарднера, пальма-самоубийца, медузагина супротивнолистная, маммилярия эрреры.

хищные растения

Непентес аттенборо

Эти удивительные «чашки» – хищники, питающиеся насекомыми. Произрастает непентес на острове Палаван (Филиппины) и на склонах горы Виктория. Nepenthes attenboroughii – деревянистый кустарник, который достигает 1,5 метра в высоту. Средние размеры его «кувшинов» – порядка 25 см в длину и 12 см в ширину. Впервые это растение было обнаружено христианскими миссионерами, пытавшимися покорить пик Виктория, в 2000 году, затем – в 2007-м – описано экспедицией биологов.

Самым крупным цветком-кувшином из найденных остается 1,5-литровая «чашка». Неудивительно, что были зафиксированы случаи, когда в такую ловушку попадали не только насекомые, но и мелкие грызуны.

Международный союз охраны природы считает это растение вымирающим – из-за маленького ареала распространения и браконьерства.

«Пальма-самоубица»

Так называют мадагаскарскую пальму Tahina. Помимо того, что это растение вошло в список десяти самых замечательных видов 2009 года (по версии Международного института по исследованию видов), оно же вошло в список самых исчезающих – в 2012 году (по версии Международного союза охраны природы). Самая большая угроза для этого дерева – активная вырубка джунглей и лесные пожары (помимо собственного медленного воспроизводства).

Пальма растет только в одном-единственном месте на Земле – в районе Аналалавы на северо-западе Мадагаскара. При высоте 18 метров она считается самой крупной пальмой острова.

Плодоносит Tahina spectabilis, по сути, только перед своей гибелью, расцветая в 30-50 лет. Процесс плодоношения отнимает у дерева слишком много энергии, поэтому после его завершения пальма высыхает. По данным на 2012 год, на Мадагаскаре осталось лишь тридцать взрослых пальм Tahina.

Tahina spectabilis / ©Flickr

Ризантелла Гарднера

Rhizanthella gardneri – вид суккулентных семейства орхидные. От других орхидей они отличаются лишь одним – тем, что растут под землей, а вот цветы их находятся снаружи. Растение не черпает энергии из солнечного света, а подпитывается паразитирующими на нем грибами. Цветут ризантеллы в апреле-мае-июне, в соцветии бывает от 8 до 90 темно-бордовых цветов, которые источают запах формалина. Известно лишь несколько мест произрастания этого удивительного цветка – все они находятся в Западной Австралии и насчитывают вместе всего 50 колоний.

Rhizanthella gardneri / ©Flickr

Медузагина супротивнолистная

Medusagyne oppositifolia – единственные представитель семейства медузагиновые. Такое название растение получило из-за сходства плодов с медузой. Дерево достигает 9 метров в высоту и растет только на острове Маэ (Сейшелы). Да и там увидеть его крайне непросто, поскольку избирает медузагина труднодоступные расщелины скал. Это растение не просто редкое – оно даже считалось вымершим, пока в 1970-х его не обнаружили вновь. На сегодняшний день насчитывается до 90 взрослых деревьев, многие из которых уже утратили способность давать плоды.

Medusagyne oppositifolia / ©Flickr

Маммилярия эрреры

Этот кактус из хорошо знакомого любому кактусисту рода маммилярия. Сам род очень распространен, а вот вид Mammillaria herrerae в диком виде можно встретить лишь в окрестностях города Кадерейты (штат Керетаро, Мексика), хотя на окнах кактусоводов он довольно частый постоялец. Этот миниатюрный и весьма очаровательный кактус до 3,5 см в диаметре дает цветы диаметром 2,5 см. Именно в силу популярности у кактусистов и простоты ухода численность дикорастущей эрерры за последние 20 лет сократилась на 90%.

Mammillaria herrerae / ©Flickr