20.03.2017
Редакция Naked Science

Ученые пересчитали глубину и объем воды в озерах Земли

Новые оценки водных запасов земных озер оказались заметно ниже предыдущих: средняя глубина их составляет всего 42 м, а не 62, как считалось до сих пор.

lakes
©Wikipedia / Автор: Pinaria Caprarius

Озера – важный источник чистой воды, центры уникальных и богатых природных экосистем и человеческих культур. Неудивительно, что они привлекают особое внимание ученых. Лишь в прошлом году канадские геологи составили новую детальнейшую карту озер Земли, а теперь исследователь Массачусетского технологического института (MIT) Барри Кель (Barry Cael) представил переоценку глубины и объема запасов воды в этих водоемах. С докладом об этом он выступил на мартовской встрече Американского физического общества (APS), прошедшей в Новом Орлеане.

Кель отметил, что, по данным спутниковых наблюдений, на Земле имеется порядка 100 млн озер площадью более гектара; в общей сложности они покрывают около 2 процентов площади суши – примерно 30 млн гектаров. Однако для того, чтобы установить объем воды в них, требуется выяснить их глубину. Во многих случаях прямых данных об этом нет и ученые могут оценить глубину лишь косвенно, по особенностям окружающего ландшафта. В результате разброс получается довольно большой: по разным оценкам, общий объем воды в озерах планеты составляет от 160 до 280 тыс. куб. км.

С помощью коллег из США и Швеции Барри Кель обнаружил, что количество озер разной площади подчиняется степенному закону. Например, озер площадью 10 и более гектаров в 10 раз меньше, чем озер площадью более одного гектара; их в 10 меньше, чем озер площадью от 0,1 гектара, и т. д. Эта модель хорошо согласовывается с имеющимися данными, однако указывает и на прежде выпадавшую из внимания ученых массу самых мелких перманентных озер.

Кроме того, ученые использовали уточненную модель для оценки ландшафта и глубины водоемов, которая снизила их среднюю глубину с прежней оценки в 62 м до новой в 42 м. Это позволило Келю и его коллегам получить новую, более аккуратную оценку общего объема воды в озерах Земли – от 196 до 202 тыс. куб. км.