Ученые составили полную карту озер Земли — Naked Science
15.12.2016

Ученые составили полную карту озер Земли

Канадские ученые составили самую подробную карту озер Земли — в нее вошло 1,4 миллиона водоемов. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Озеро представляет собой естественный или искусственный водоем, который не является частью Мирового океана. С точки зрения экологии, озера регулируют сток рек и климат прилегающих районов — за счет тепловой инерции водной массы. По современным представлениям, в мире насчитывается несколько сотен тысяч озер, однако многие их параметры, например объем и глубина, изучены недостаточно.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Университета Макгилла проанализировали спутниковые данные, которые позволяют сопоставить высоту различных точек ландшафта над уровнем моря. Затем с помощью компьютерного моделирования они рассчитали глубину озер, объем воды в которых был до сих пор неизвестен. Результаты моделирования были визуализированы и нанесены на карту мира.

Согласно анализу, сейчас в мире насчитывается более 1,4 миллиона озер, общий объем воды в которых составляет примерно 180 тысяч кубических метров, а площадь — свыше 10 гектаров, или одну тысячу квадратных километров. Средний срок «жизни» озера — момента, после которого объем воды начинает сокращаться, — авторы оценили в пять лет. При этом ряд озер существуют 100 лет и больше.

Общая протяженность береговой линии озер, по расчетам ученых, достигает семи миллионов километров — это примерно в 20 раз больше расстояния от Земли до Луны и в четыре раза больше береговой линии Мирового океана. Примечательно, что в случае равномерного распределения водной массы озер по поверхности планеты глубина в каждой точке составила бы порядка 1,3 метра.

По мнению исследователей, новая карта поможет повысить эффективность мониторинга за ситуацией с озерами. Кроме того, полученные данные помогут ученым прояснить роль озер в экосистеме. Например, лучше понять, как с помощью озер распространяются загрязняющие вещества и каким образом они влияют на сами водоемы. Карта также позволит уточнить климатообразующую функцию озер.