У птиц обнаружили ген, отвечающий за форму клюва — Naked Science

У птиц обнаружили ген, отвечающий за форму клюва

Полное секвенирование геномов знаменитых «дарвиновских» вьюрков позволило выделить несколько новых видов и найти ген, который связан с формой клюва. У людей этот ген, возможно, определяет многие черты лица.

Darwin's_finches_by_Gould

В годы своего знаменитого кругосветного плавания на «Бигле» Дарвин посетил Галапагосские острова, где особенный его интерес привлекло разнообразие местных вьюрков: едва ли не на каждом острове имеется свой высокоспециализированный вид этих птиц. Впоследствии было идентифицировано 15 видов, объединенных в подрод Geospizinae, ставший одной из классических иллюстраций неумолимости эволюции.

Действительно, многообразные виды вьюрков на Галапагосских островах и в Коста-Рике замечательно адаптированы к местным условиям, локально существующим на каждом конкретном острове. Считается, что именно они вдохновили многие концепции дарвиновской теории – такие как адаптивная радиация и искусственный отбор.

Недавно генетики впервые провели полное секвенирование геномов этих птиц; в работе была использована ДНК в общей сложности 120 вьюрков. Это позволило выделить три неидентифицированных ранее вида. Что еще интереснее – ученые обратили внимание на ген ALX1, состояние которого коррелирует с формой клюва: один вариант связан с длинным и тонким, другой с коротким, третий – с тупым клювом.

Этот ген имеется и у людей. Медикам известно, что мутации, нарушающие его работу, ведут к появлению такой аномалии развития, как фронтоназальная дисплазия. Это весьма неприятное нарушение формы лица, которое может иметь самые разные конкретные проявления, от отсутствия кончика до появления «хоботка», деформаций черепа и даже мозга. Возможно, разные функциональные варианты ALX1 у нас вообще связаны с разной формой лица и носа.