Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Онлайн-обучение оказалось не менее эффективным, чем традиционные занятия
Результаты исследования показали, что студенты, учащиеся дистанционно, успешнее сдают экзамены, однако менее удовлетворены самим процессом учебы.
В связи с распространением коронавирусного заболевания, проникшего во все развитые страны, многие сферы привычной жизни стали уходить в онлайн: в целях безопасности компании начали переводить большинство своих сотрудников на удаленную работу, в режиме трансляций проходят концерты, выставки и экскурсии, а своих родственников и друзей, которые живут в соседнем районе, мы теперь чаще видим через Zoom или Skype, чем вживую.
Подобные новшества, спровоцированные пандемией Covid-19, коснулись и школьников, и студентов. Так, российские общеобразовательные и высшие учебные заведения с середины марта перешли на дистанционное обучение, и теперь занятия проходят в режиме онлайн-конференций. Однако такой формат порой рождает предубеждения: например, что, если студент не посещает непосредственно лекции в университете, то наверняка его успеваемость снизится, материал он усваивать не будет, а свое время будет тратить не на учебу, а на развлечения.
Проверить, так ли это и что эффективнее — онлайн-лекции или традиционные, — решила группа исследователей, в которую вошли российские специалисты из НИУ ВШЭ и их коллеги из Стэнфордского, Корнеллского и Калифорнийского университетов (США). Согласно полученным выводам, опубликованным в журнале Science Advances, дистанционные занятия не только ничем не хуже обычных, но и требуют меньше денег.
Авторы работы провели рандомизированное контролируемое исследование среди 325 студентов трех российских вузов, обучающихся по специальностям «машиностроение» и «строительство». Всех участников эксперимента случайным образом поделили на три группы, каждая из которых училась посредством одного из трех способов: 1) традиционные лекции, 2) сочетание онлайн- и традиционной форм обучения; 3) полностью онлайн-обучение. В первом и третьем случае использовались два курса от российского проекта «Национальная платформа открытого образования» OpenEdu, предлагающего студентам групповые онлайн-лекции по базовым дисциплинам от ведущих вузов России.
По завершении курсов, в течение которых испытуемые изучали один и тот же материал и проходили еженедельные тесты, исследователи сравнивали итоговые результаты экзаменов, средний балл по всем оценкам за курс и удовлетворенность самих учащихся. Студенты во всех трех группах получили практически одинаковые оценки на экзаменах, однако средний балл у тех, кто обучался онлайн, был все же чуть выше (см. график ниже). При этом средний балл на протяжении курсов варьировался: учащиеся из первой и второй групп имели аналогичные оценки, но те, кто учился в режиме онлайн, проявили себя успешнее.
Что касается удовлетворенности самих студентов, то те, кто учился в онлайне — неожиданно — были менее довольны самим процессом. Как объясняют исследователи, это может быть связно с тем, что дистанционные занятия для нас все еще в новинку и мы не имеем должного опыта и навыков тайм-менеджмента. Однако онлайновые и смешанные курсы оказались гораздо дешевле обычных лекций: комбинированная форма обучения стоила на 15-19% меньше (для одного человека), а онлайн — на целых 79-81%.
«Платформы онлайн-образования имеют большой потенциал для расширения доступа к качественному образованию в сфере STEM (изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой. — Прим. ред.) по всему миру, — говорит Игорь Чириков, старший научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли и ведущий автор работы. — Такие платформы могут помочь сэкономить средства колледжам, испытывающим финансовые трудности, и предоставить студентам гибкие возможности обучения, не снижая при этом его результаты. Они также могут повысить стабильность учебы в тех случаях, когда личное присутствие невозможно — как, например, получилось сейчас, когда большинство университетов закрыты в связи со вспышкой Covid-19″.
Как подытоживают исследователи, их результаты служат убедительным доказательством того, что каждый студент колледжа или вуза имеет возможность изучить такой же объем материала, как и посещая непосредственно лекции и семинары в стенах учебного заведения.
«Тот факт, что студенты находят онлайн-обучение менее удовлетворительным, не означает, что такой формат менее эффективен. <…> В этой работе мы использовали только базовые онлайн-материалы курса, <…> но предыдущие исследования показывают, что интерактивные онлайн-формы с немедленной обратной связью могут сделать обучение еще более эффективным», — добавляет Чириков.
Исследователи из Швеции и Великобритания узнали, что «правило деревьев» да Винчи, который считал, что толщина всех веток дерева на любой его высоте, сложенная вместе, равна толщине ствола, ошибочно на микроуровне.
Международная группа биологов узнала, сколько родов животных за последние пять веков перестали существовать из-за деятельности человека и во сколько раз люди ускорили вымирание позвоночных.
Распространенное мнение о том, что подавление негативных мыслей может быть вредным и даже опасным для психического здоровья, признали ошибочным. К такому выводу пришли ученые из Кембриджского университета (Великобритания).
Исследователи из Швеции и Великобритания узнали, что «правило деревьев» да Винчи, который считал, что толщина всех веток дерева на любой его высоте, сложенная вместе, равна толщине ствола, ошибочно на микроуровне.
Древние представители рода Homo жили около водопада Каламбо в Южной Африке 476 тысяч лет назад. К такому выводу пришли британские ученые, рассказавшие о самом раннем случае обработки древесины в строительных целях.
Людям, работающим посменно, студентам во время сессии и молодым родителям часто приходится не спать по ночам. Новое исследование показало, что усталость и сонливость после вынужденного бдения можно побороть с помощью специальной стратегии отдыха.
Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.
Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.
Двадцать лет спустя после завершения проекта «Геном человека» ученые продолжают восполнять оставленные им пробелы. Недавно им удалось установить последовательность мужской половой хромосомы, особенно трудной для секвенирования.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии