• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.02.2023, 16:37
МГППУ
343

Психологи из МГППУ выяснили, любят ли студенты учиться онлайн и почему

❋ 4.6

В Московском государственном психолого-педагогическом университете узнали, как цифровая трансформация образования в России отражается на новых способах повышения его качества и процессах вовлеченности студентов и, в целом, на управлении ресурсами знаний. Зачастую цифровые технологии и онлайн-обучение, несмотря на возрастающую популярность, причисляют к «корням всех бед» современного образования. Однако исследования специалистов МГППУ этого не подтверждают.

Психологи из МГППУ выяснили, любят ли студенты учиться онлайн и почему / ©Getty images / Автор: Сергей Данилов

В решении вопроса о повышении эффективности обучения ученые отмечают необходимость преодоления однозначного выбора между традиционно-очным и онлайн-образованием. Ведь смешанное обучение во многом становится фактором, объединяющим прошлое и будущее в образовании.

Отвечая на вопрос «Что смешивает смешанное обучение?», автор опубликованного в журнале «Психологическая наука и образование» исследования отмечает, что смешанное обучение — это сочетание ресурсов, инструментов, подходов как дистанционного, так и традиционно-очного обучения. Среди большого разнообразия моделей смешанного обучения наибольшую международную известность и распространение получила модель «перевернутый класс» (flipped classroom).

Суть этой модели заключается, прежде всего, в изменении порядка этапов обучения.
Обычно учитель в классе или преподаватель в аудитории объясняет новый материал, а затем школьники или студенты дома выполняют задания на закрепление пройденного. В «перевернутом классе» все ровно наоборот: новый материал ученики осваивают самостоятельно дома, используя для этого видеозаписи лекций, презентации, гиперссылки на учебники в электронных библиотеках, внешние сайты и другие ресурсы, а также выполняют самые разнообразные занимательные интерактивные задания и тесты, и это называется «асинхронное обучение».

Методические материалы размещаются на цифровых платформах, которые называются Learning Management Systems (LMS) – системы управления учением или обучением. На очных сессиях, называемых «синхронным обучением», педагог спрашивает самостоятельно изученный материал, разъясняет самое сложное, делает акцент на типовых ошибках, разбирает вместе с учениками кейс-задания, организует совместную работу над проектами.

Об онлайн-обучении сложились определенные мифы и предубеждения — как среди педагогических работников, так и среди родителей. Зачастую цифровые технологии и онлайн-обучение, несмотря на возрастающую популярность, причисляют к «корням всех бед» современного образования. Однако исследования специалистов МГППУ этого не подтверждают.

Согласно результатам исследований эффективности обучения математическим методам в психологии и образовании на основе электронных учебных курсов по модели «перевернутый класс», проведенных в МГППУ в 2019-2021 годах, студентами были положительно оценены как смешанный, так и дистанционный форматы (публикация Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться?) и, главное — это то, что они продемонстрировали высокие образовательные результаты в обоих форматах (публикация Образовательные результаты студентов в электронных курсах при смешанном и онлайн-обучении). За рубежом с начала 2010-х годов были проведены эмпирические исследования различных аспектов цифровой трансформации образования. Они показывают разные результаты, но в них очень много позитива и конструктивных предложений.

В мире цифровые технологии активно применяются за рубежом, имеют большой потенциал, а также сегодня активно развиваются и в России. Важно, по мнению специалистов из МГППУ, не демонизировать их, а осваивать их богатый и разнообразный инструментарий, и профессионально применять. В ходе исследования в МГППУ (февраль-март 2022 года) «Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты?» ученые оценивали предпочтения формата обучения в университете в ситуации коронавирусной пандемии. В опросе приняли участие 761 человек. Очный формат выбрали всего 10,8 процентов студентов, смешанный формат – 39,7, онлайн-формат выбрали больше всего студентов – 49,5 процентов. Различий между тремя группами по полу и возрасту не было.

«В группе со смешанным форматом обучения по сравнению с онлайн-форматом лучше развиты логическое мышление и вербальный интеллект, выше показатели естественно-научной грамотности, лучше понимание пользы вакцинации от коронавируса для человека и общества и меньше уверенности в серьезных негативных последствиях вакцины от коронавируса, — рассказала Марина Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ. — В группе предпочитающих очный формат обучения по сравнению с онлайн-форматом ниже страх заболевания ковид и выше оценки пользы вакцинации».

Исследователи определили четыре статистически значимых предиктора и построили модель для предсказания выбора респондентами формата обучения. Чем старше был испытуемый, чем больше он опасается заболевания Covid-19, чем ниже его оценка логического мышления и чем меньше он был уверен в эффективности вакцинации против коронавируса, тем больше он предпочитал дистанционное обучение смешанному. И наоборот, смешанный формат оказался предпочтительнее дистанционного среди более молодых людей, у которых выше показатели логического мышления, меньше страха перед Covid 19 и больше уверенности в человеческих и социальных преимуществах вакцинации. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
28 октября, 11:44
Любовь С.

Космическое одиночество человечества может оказаться естественным статистическим законом Вселенной: новая математическая модель показала, что вероятность возникновения сразу нескольких разумных цивилизаций крайне мала.

29 октября, 16:24
Юлия Трепалина

В последние годы содержание кошек дома без возможности свободного выгула все чаще преподносят как идеальную модель, которая ограждает дикую фауну от нападений и обеспечивает благополучие самих питомцев. Подобные утверждения в разных частях мира звучат от некоторых защитников природы и представителей властей. Однако группа ветеринаров из Австралии и Дании недавно раскритиковала такой подход. Ученые не спорят с тем, что кошки влияют на уязвимые экосистемы и что ограничение их свободы — действенная мера по смягчению этого эффекта. Тем не менее исследователи настаивают, что жизнь в изоляции для питомцев совсем не благо. Заявляющие обратное как минимум ошибаются, а в худшем случае намеренно вводят общественность в заблуждение.

28 октября, 14:25
Юлия Трепалина

Программирование, то есть умение создавать компьютерные программы, сегодня уже не просто профессия, а инструмент развития, творчества и влияния в современном обществе. Но что происходит в человеческом мозге, когда он осваивает этот важнейший навык? Изучить вопрос взялись исследователи из Университета Джонса Хопкинса (США).

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

27 октября, 11:44
Илья Гриднев

Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно