• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.02.2023, 16:37
МГППУ
343

Психологи из МГППУ выяснили, любят ли студенты учиться онлайн и почему

❋ 4.6

В Московском государственном психолого-педагогическом университете узнали, как цифровая трансформация образования в России отражается на новых способах повышения его качества и процессах вовлеченности студентов и, в целом, на управлении ресурсами знаний. Зачастую цифровые технологии и онлайн-обучение, несмотря на возрастающую популярность, причисляют к «корням всех бед» современного образования. Однако исследования специалистов МГППУ этого не подтверждают.

Психологи из МГППУ выяснили, любят ли студенты учиться онлайн и почему / ©Getty images / Автор: Сергей Данилов

В решении вопроса о повышении эффективности обучения ученые отмечают необходимость преодоления однозначного выбора между традиционно-очным и онлайн-образованием. Ведь смешанное обучение во многом становится фактором, объединяющим прошлое и будущее в образовании.

Отвечая на вопрос «Что смешивает смешанное обучение?», автор опубликованного в журнале «Психологическая наука и образование» исследования отмечает, что смешанное обучение — это сочетание ресурсов, инструментов, подходов как дистанционного, так и традиционно-очного обучения. Среди большого разнообразия моделей смешанного обучения наибольшую международную известность и распространение получила модель «перевернутый класс» (flipped classroom).

Суть этой модели заключается, прежде всего, в изменении порядка этапов обучения.
Обычно учитель в классе или преподаватель в аудитории объясняет новый материал, а затем школьники или студенты дома выполняют задания на закрепление пройденного. В «перевернутом классе» все ровно наоборот: новый материал ученики осваивают самостоятельно дома, используя для этого видеозаписи лекций, презентации, гиперссылки на учебники в электронных библиотеках, внешние сайты и другие ресурсы, а также выполняют самые разнообразные занимательные интерактивные задания и тесты, и это называется «асинхронное обучение».

Методические материалы размещаются на цифровых платформах, которые называются Learning Management Systems (LMS) – системы управления учением или обучением. На очных сессиях, называемых «синхронным обучением», педагог спрашивает самостоятельно изученный материал, разъясняет самое сложное, делает акцент на типовых ошибках, разбирает вместе с учениками кейс-задания, организует совместную работу над проектами.

Об онлайн-обучении сложились определенные мифы и предубеждения — как среди педагогических работников, так и среди родителей. Зачастую цифровые технологии и онлайн-обучение, несмотря на возрастающую популярность, причисляют к «корням всех бед» современного образования. Однако исследования специалистов МГППУ этого не подтверждают.

Согласно результатам исследований эффективности обучения математическим методам в психологии и образовании на основе электронных учебных курсов по модели «перевернутый класс», проведенных в МГППУ в 2019-2021 годах, студентами были положительно оценены как смешанный, так и дистанционный форматы (публикация Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться?) и, главное — это то, что они продемонстрировали высокие образовательные результаты в обоих форматах (публикация Образовательные результаты студентов в электронных курсах при смешанном и онлайн-обучении). За рубежом с начала 2010-х годов были проведены эмпирические исследования различных аспектов цифровой трансформации образования. Они показывают разные результаты, но в них очень много позитива и конструктивных предложений.

В мире цифровые технологии активно применяются за рубежом, имеют большой потенциал, а также сегодня активно развиваются и в России. Важно, по мнению специалистов из МГППУ, не демонизировать их, а осваивать их богатый и разнообразный инструментарий, и профессионально применять. В ходе исследования в МГППУ (февраль-март 2022 года) «Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты?» ученые оценивали предпочтения формата обучения в университете в ситуации коронавирусной пандемии. В опросе приняли участие 761 человек. Очный формат выбрали всего 10,8 процентов студентов, смешанный формат – 39,7, онлайн-формат выбрали больше всего студентов – 49,5 процентов. Различий между тремя группами по полу и возрасту не было.

«В группе со смешанным форматом обучения по сравнению с онлайн-форматом лучше развиты логическое мышление и вербальный интеллект, выше показатели естественно-научной грамотности, лучше понимание пользы вакцинации от коронавируса для человека и общества и меньше уверенности в серьезных негативных последствиях вакцины от коронавируса, — рассказала Марина Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ. — В группе предпочитающих очный формат обучения по сравнению с онлайн-форматом ниже страх заболевания ковид и выше оценки пользы вакцинации».

Исследователи определили четыре статистически значимых предиктора и построили модель для предсказания выбора респондентами формата обучения. Чем старше был испытуемый, чем больше он опасается заболевания Covid-19, чем ниже его оценка логического мышления и чем меньше он был уверен в эффективности вакцинации против коронавируса, тем больше он предпочитал дистанционное обучение смешанному. И наоборот, смешанный формат оказался предпочтительнее дистанционного среди более молодых людей, у которых выше показатели логического мышления, меньше страха перед Covid 19 и больше уверенности в человеческих и социальных преимуществах вакцинации. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
3 декабря, 11:53
Максим Абдулаев

Австралийские археологи обнаружили редкий клад каменных орудий на западе штата Квинсленд. В яме на берегу пересыхающего водоема лежали 60 совершенно новых тесел, изготовленных в XIX веке. Ученые установили, что это был «торговый пакет», подготовленный для обмена в экономической сети аборигенов. Владелец не смог забрать ценный груз, вероятно, из-за конфликта с европейскими поселенцами.

1 декабря, 13:33
КАИ

В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».

3 декабря, 21:39
Редакция Naked Science

В Москве 2 декабря прошел XII Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес». Организаторами мероприятия выступили компания «Иннопрактика» и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Конгресс объединил 19 мероприятий, в которых приняли участие более 2000 человек. Среди участников были первые лица и ведущие специалисты государственных структур, крупных российских корпораций, институтов развития, инвестиционных компаний, представители вузов, научно-исследовательских институтов и высокотехнологичных российских компаний. Впервые на площадке Конгресса работала территория «Научи примером». Спикеры площадки в интерактивных форматах продемонстрировали, как инновационный менталитет работает в реальных проектах.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

3 декабря, 11:53
Максим Абдулаев

Австралийские археологи обнаружили редкий клад каменных орудий на западе штата Квинсленд. В яме на берегу пересыхающего водоема лежали 60 совершенно новых тесел, изготовленных в XIX веке. Ученые установили, что это был «торговый пакет», подготовленный для обмена в экономической сети аборигенов. Владелец не смог забрать ценный груз, вероятно, из-за конфликта с европейскими поселенцами.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

20 ноября, 13:12
Полина Меньшова

Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно