• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.02.2023
МГППУ
334

Психологи из МГППУ выяснили, любят ли студенты учиться онлайн и почему

4.6

В Московском государственном психолого-педагогическом университете узнали, как цифровая трансформация образования в России отражается на новых способах повышения его качества и процессах вовлеченности студентов и, в целом, на управлении ресурсами знаний. Зачастую цифровые технологии и онлайн-обучение, несмотря на возрастающую популярность, причисляют к «корням всех бед» современного образования. Однако исследования специалистов МГППУ этого не подтверждают.

Психологи из МГППУ выяснили, любят ли студенты учиться онлайн и почему / ©Getty images / Автор: Сергей Данилов

В решении вопроса о повышении эффективности обучения ученые отмечают необходимость преодоления однозначного выбора между традиционно-очным и онлайн-образованием. Ведь смешанное обучение во многом становится фактором, объединяющим прошлое и будущее в образовании.

Отвечая на вопрос «Что смешивает смешанное обучение?», автор опубликованного в журнале «Психологическая наука и образование» исследования отмечает, что смешанное обучение — это сочетание ресурсов, инструментов, подходов как дистанционного, так и традиционно-очного обучения. Среди большого разнообразия моделей смешанного обучения наибольшую международную известность и распространение получила модель «перевернутый класс» (flipped classroom).

Суть этой модели заключается, прежде всего, в изменении порядка этапов обучения.
Обычно учитель в классе или преподаватель в аудитории объясняет новый материал, а затем школьники или студенты дома выполняют задания на закрепление пройденного. В «перевернутом классе» все ровно наоборот: новый материал ученики осваивают самостоятельно дома, используя для этого видеозаписи лекций, презентации, гиперссылки на учебники в электронных библиотеках, внешние сайты и другие ресурсы, а также выполняют самые разнообразные занимательные интерактивные задания и тесты, и это называется «асинхронное обучение».

Методические материалы размещаются на цифровых платформах, которые называются Learning Management Systems (LMS) – системы управления учением или обучением. На очных сессиях, называемых «синхронным обучением», педагог спрашивает самостоятельно изученный материал, разъясняет самое сложное, делает акцент на типовых ошибках, разбирает вместе с учениками кейс-задания, организует совместную работу над проектами.

Об онлайн-обучении сложились определенные мифы и предубеждения — как среди педагогических работников, так и среди родителей. Зачастую цифровые технологии и онлайн-обучение, несмотря на возрастающую популярность, причисляют к «корням всех бед» современного образования. Однако исследования специалистов МГППУ этого не подтверждают.

Согласно результатам исследований эффективности обучения математическим методам в психологии и образовании на основе электронных учебных курсов по модели «перевернутый класс», проведенных в МГППУ в 2019-2021 годах, студентами были положительно оценены как смешанный, так и дистанционный форматы (публикация Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться?) и, главное — это то, что они продемонстрировали высокие образовательные результаты в обоих форматах (публикация Образовательные результаты студентов в электронных курсах при смешанном и онлайн-обучении). За рубежом с начала 2010-х годов были проведены эмпирические исследования различных аспектов цифровой трансформации образования. Они показывают разные результаты, но в них очень много позитива и конструктивных предложений.

В мире цифровые технологии активно применяются за рубежом, имеют большой потенциал, а также сегодня активно развиваются и в России. Важно, по мнению специалистов из МГППУ, не демонизировать их, а осваивать их богатый и разнообразный инструментарий, и профессионально применять. В ходе исследования в МГППУ (февраль-март 2022 года) «Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты?» ученые оценивали предпочтения формата обучения в университете в ситуации коронавирусной пандемии. В опросе приняли участие 761 человек. Очный формат выбрали всего 10,8 процентов студентов, смешанный формат – 39,7, онлайн-формат выбрали больше всего студентов – 49,5 процентов. Различий между тремя группами по полу и возрасту не было.

«В группе со смешанным форматом обучения по сравнению с онлайн-форматом лучше развиты логическое мышление и вербальный интеллект, выше показатели естественно-научной грамотности, лучше понимание пользы вакцинации от коронавируса для человека и общества и меньше уверенности в серьезных негативных последствиях вакцины от коронавируса, — рассказала Марина Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ. — В группе предпочитающих очный формат обучения по сравнению с онлайн-форматом ниже страх заболевания ковид и выше оценки пользы вакцинации».

Исследователи определили четыре статистически значимых предиктора и построили модель для предсказания выбора респондентами формата обучения. Чем старше был испытуемый, чем больше он опасается заболевания Covid-19, чем ниже его оценка логического мышления и чем меньше он был уверен в эффективности вакцинации против коронавируса, тем больше он предпочитал дистанционное обучение смешанному. И наоборот, смешанный формат оказался предпочтительнее дистанционного среди более молодых людей, у которых выше показатели логического мышления, меньше страха перед Covid 19 и больше уверенности в человеческих и социальных преимуществах вакцинации. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 15:47
Березин Александр

Исследование сотен образцов древней ДНК показало, где и когда сформировалась общность ямной культуры, первых индоевропейцев, устроивших массовую экспансию на запад и восток и определивших облик современного человечества.

6 часов назад
Березин Александр

В нашу эпоху растительная биомасса планеты находится на рекордно высоком уровне как минимум за последние 50 тысяч лет. Теперь исследователи установили, что пик этого пика пришелся на 2020-е — время, в которое живем мы. Причины «рекорда среди рекордов» предсказал советский ученый много десятков лет назад.

Позавчера, 11:00
НИУ ВШЭ

Исследователи из ВШЭ и Лондонской школы гигиены и тропической медицины установили 15 ключевых мотивов человеческого поведения. Изучив взгляды, предпочтения и поступки людей с точки зрения эволюционной теории, они показали, как мотивы переплетаются и формируют привычки и отношения между людьми.

Позавчера, 15:47
Березин Александр

Исследование сотен образцов древней ДНК показало, где и когда сформировалась общность ямной культуры, первых индоевропейцев, устроивших массовую экспансию на запад и восток и определивших облик современного человечества.

4 февраля
ФизТех

Физики из МФТИ и Объединенного института высоких температур РАН, работающие над фундаментальными проектами в области физики плазмы и управляемого ядерного синтеза, объявили о значительных продвижениях в изучении безнейтронной (без выделения нейтронов) реакции ядерного синтеза протон–бор. Исследование демонстрирует новый подход к синтезу, который может стать основой для создания экологически чистых источников энергии в будущем.

4 февраля
Андрей

Ученые неоднократно подходили к произведениям искусства со своими инструментами и концепциями в поисках скрытых авторских замыслов. Иногда находят на картинах редкие природные явления или законы физики, которые еще не были достаточно сформулированы. В новой статье группа исследователей проанализировала путешествия Одиссея в классической поэме Гомера и нашла, что автор следовал фундаментальным идеям устройства Вселенной, которым подчиняются физические и математические системы.

31 января
Березин Александр

В 2022-2025 годах страны Западной Европы попытались отказаться от природного газа из России. Автор новой работы показал, что получившиеся при этом результаты были во многом противоположны целям.

13 января
Юлия Трепалина

Многие предпочитают вступать в романтические отношения с людьми примерно своего возраста, но есть и пары с существенной возрастной разницей. Международная группа ученых недавно на крупной выборке людей проследила за изменениями возраста партнеров на старте отношений в разные годы жизни.

14 января
Елизавета Александрова

По распространению сейсмических волн в недрах Земли геологи словно «сканируют» планету и обнаруживают все больше интересных особенностей ее внутреннего строения. Недавно очередное такое исследование заставило ученых особенно внимательно рассмотреть то, что скрывается под Тихоокеанской литосферной плитой.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно