• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20.12.2023
НИУ ВШЭ
1
263

В НИУ ВШЭ узнали, как российские семьи выбирают высшее образование

4.5

Подавляющее большинство (77 процентов) российских семей хотят, чтобы их дети имели вузовский диплом. Почти треть молодежи получает доступ к высшему образованию, однако больше половины из них поменяли бы свой выбор. В мире, где образование определяет карьеру, важно понимать, как мы принимаем эти решения. Проанализировав сотни исследований и данные социологических опросов, эксперты Института образования НИУ ВШЭ и Яндекс выявили ключевые факторы, влияющие на выбор образовательной траектории, и показали, как и когда он формируется, каким образом происходит, почему различается и к чему это приводит.

Студенты
В НИУ ВШЭ узнали, как российские семьи выбирают высшее образование / © Getty images / Автор: Сергей Данилов

Подробный доклад — по ссылке. Россия — один из мировых лидеров по охвату третичным (то есть средним профессиональным и высшим) образованием и находится на среднем уровне по доступности высшего: 29 процентов молодежи в возрасте 17–25 лет охвачены местами в вузах. 67 процентов россиян считают, что высшее образование помогает найти высокооплачиваемую работу, а 45 — стать востребованными специалистами. В свою очередь, всего четыре процента россиян стремятся с помощью образования изменить место жительства, найти друзей или супруга. Родители в первую очередь ценят в высшем образовании возможность найти хорошую работу и добиться жизненного успеха, тогда как для студентов также важно развитие собственных интересов и получение новых знаний.

В России двое из трех школьников принимают решение, будут ли они получать высшее образование, еще до девятого класса. Чем раньше принимается решение о получении высшего образования, тем выше шансы успешно окончить вуз. При этом обдуманный выбор специализации и университета снижает риск неудовлетворенности и способствует успешной учебе. Самые важные источники информации при поступлении — сайты и мероприятия вузов, родственники и знакомые, а также карьерное консультирование. В России о вузе абитуриенты узнают прежде всего из интернета, а в выборе профессии доверяют информации от знакомых и родных.

«Куда податься после окончания школы — это выбор с высокими ставками. Российские родители тратят огромные ресурсы на подготовку своих детей к поступлению в вуз, при этом недооценивают важность инвестиций в профессиональную ориентацию и зрячий выбор образовательной траектории», — считает один из авторов доклада, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Шибанова. Абитуриенты плохо представляют свои карьерные перспективы.

Несмотря на широту выбора, почти 40 процентов абитуриентов подают документы только в один вуз. Ожидания относительно будущей зарплаты у студентов завышены: в реальности после выпуска они будут получать в среднем на 30–40 процентов меньше, чем думали. Несмотря на расширение возможностей для гибких образовательных траекторий, традиционное очное обучение — самый привлекательный формат высшего образования. И абитуриенты, и родители в целом скептичны в отношении дистанта, но готовы рассматривать современные цифровые альтернативы. При этом 55 процентов студентов изменили бы свой выбор, если бы им представилась такая возможность.

Кроме этого, гендерные и социальные факторы также влияют на выбор вуза и специальности. Женщины чаще выбирают гуманитарные направления, мужчины — технологии и IT. Региональное положение и достаток играют роль в доступе к высшему образованию. Жители малых городов и сельских районов чаще сталкиваются с ограничениями при поступлении, в отличие от жителей крупных городов.

«Пока есть социальное расслоение, будет существовать и образовательное неравенство, в том числе связанное с выбором траектории обучения. Богатые и бедные семьи по-разному воспринимают риски и издержки получения высшего образования. Поэтому даже при одинаковой успеваемости дети делают разный выбор в зависимости от материального и образовательного уровня своих родителей», — подчеркнул Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ.

Различия в выборе приводят к разным шансам на успех в жизни. Образованные люди в России зарабатывают почти в два раза больше, чем имеющие только среднее образование. Еще один плюс высшего образования — благополучие и здоровье. Диплом вуза помогает чувствовать себя увереннее, испытывать меньше стресса и в целом быть более счастливым и довольным жизнью.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
5 часов назад
Игорь Байдов

В архивах английского поместья столетиями пылилась ничем не примечательная книга учета XVI века. Никто не подозревал, что внутри ее переплета скрываются фрагменты пергамента с историями, которые переписывали монахи семь веков назад. Тайна раскрылась, когда архивариус заметил странные символы на обложке. Так началось расследование, объединившее разных ученых. Исследователи три года пытались прочитать текст, не прикасаясь к нему. Теперь они представили результат своего труда — мир получил два ранее неизвестных эпизода о волшебнике Мерлине, короле Артуре и рыцаре Гавейне.

5 часов назад
Мария Азарова

Могут ли истории о далеких галактиках и технологиях будущего объединить человечество? Согласно новому исследованию ученых из Китая, научная фантастика, вызывающая чувство благоговения, усиливает ощущение глобальной взаимосвязи между людьми.

Вчера, 11:42
Андрей

Американские зоологи задались вопросом: как можно улучшить условия содержания птиц в неволе? Они добавили в лабораторные клетки подстилку из искусственной травы, чтобы птица могла питаться в знакомой среде, а не из стандартной миски. Опыты проводили на воробьях — исследователи несколько недель замеряли их реакцию на стресс. Результаты показали, что искусственная трава может улучшить состояние птиц в неволе, но переселять их потом не стоит.

27 марта
Сколтех

Ученые из Сколтеха исследовали разнообразие молекул, которые могут образовываться из атомов кислорода и углерода. Помимо широко известных углекислого и угарного газов, моделирование обнаружило две сотни экзотических, но относительно стабильных соединений этих двух элементов, многие из которых не были описаны ранее. Этот класс веществ представляет интерес для исследований космоса, аккумуляторных технологий, биохимии и — неожиданным образом — для разработки промышленной взрывчатки и ракетного топлива. Как оказалось, некоторые из открытых веществ при распаде будут высвобождать более 75 процентов взрывной энергии тротила.

24 марта
РТУ МИРЭА

В РТУ МИРЭА разработали систему контроля и управления доступом (СКУД) на основе нейронных сетей для распознавания лиц. Эта технология предназначена для повышения безопасности на объектах с повышенными рисками, таких как критическая информационная инфраструктура в сферах энергетики, транспорта, здравоохранения, связи, финансов и промышленности, от которых зависит функционирование целых отраслей и страны.

27 марта
Березин Александр

Antares и Exlabs подписали соглашения о сотрудничестве в разработке космического зонда с ядерным двигателем. В ее рамках разработчики планируют вывести реактор в космос уже в 2020-х годах — впервые в XXI веке.

15 марта
Юлия Трепалина

Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).

6 марта
Юлия Трепалина

В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.

18 марта
Илья

Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Sergey Romanchenko
20.12.2023
-
0
+
И это и есть исследование целого блин института??) Анализ- "Проанализировав сотни исследований и данные соцопросов, эксперты из НИУ ВШЭ" Заключение - "Пока есть социальное расслоение, будет существовать и образовательное неравенство, в том числе связанное с выбором обучения. Богатые и бедные семьи по-разному воспринимают риски и издержки получения высшего образования. Поэтому даже при одинаковой успеваемости дети делают разный выбор в зависимости от материального и образовательного уровня своих родителей», — подчеркнул Е. Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ." Если упростить, экперы из ВШЭ год сладывали 2+2 А директор ВШЭ заявил, что ответ это 4. 🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно