06.11.2016
Редакция Naked Science

Лучшее за неделю: о навязчивых мелодиях, роботе-поедателе живых организмов и «оголенной» черной дыре

Уходящая неделя была богата на интересные события. Коротко о самом главном из мира науки читайте в нашей традиционной подборке.

a23
©Wikipedia / Автор: Plinia Abito

Очередная неделя подошла к концу, а это значит, что настало время оглянуться назад и посмотреть, чем научное сообщество удивляло нас в последние несколько дней. Начнем мы с трех наиболее популярных новостей.

Международная группа ученых провела первое крупномасштабное исследование феномена навязчивой музыки и выделила критерии, которые для нее характерны. Согласно их результатам, наиболее значимыми оказались 12 параметров, в частности более высокий темп (в среднем 124,1 bpm), более выраженные интервалы между нотами или, напротив, большое количество повторяющихся нот. По мнению авторов, такой профиль соответствует среднестатистической песне жанра поп в западной культуре. Результатом исследования стало формирование девятки самых навязчивых песен:

Самые навязчивые песни по версии испытуемых / ©Kelly Jakubowski, Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2016

Специалисты из Великобритании создали робота, который способен поедать живые организмы и получать за счет этого необходимую ему энергию. В конструкции изделия ученые использовали мягкую полимерную мембрану, через которую происходит всасывание воды с живыми организмами. Робота снабдили микробным топливным элементом, выступающим в роли его «желудка». Там пища разлагается на бактерии, за счет чего машина получает электроэнергию. Для выбросов отходов используется отверстие, расположенное в задней части робота.

©Bristol robotics laboratory

С помощью крупного «телескопа», радиоинтерферометра VLBA, американские и российские астрономы изучили последствия столкновения двух галактик. Ученые заметили, что одна из них разрушила более мелкую соседку, обнажив сверхмассивную черную дыру в ее центре. Обе галактики принадлежат к далекому скоплению, находящемуся в 2 млрд световых лет от Земли, и их сближение началось еще несколько миллионов лет назад, оставив меньшую галактику практически без звезд, без газа и пыли. Размеры ее составляют всего около 3 процентов от размеров нашего Млечного Пути, и практически ничто не закрывает активный центр галактики, где расположена сверхмассивная черная дыра.

Процесс появления «голой» сверхмассивной черной дыры глазами художника / ©Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Интересные новости на этой неделе поступали и из других точек света. Самое важное в нашей подборке:

Марсоход Curiosity выявил на Красной планете необычный металлический метеорит, имеющий очень гладкую поверхность и глубокие борозды. Ранее марсоход не раз обнаруживал метеориты, однако этот привлек особое внимание специалистов. Представляющие Университет штата Аризона эксперты полагают, что метеорит состоит из никеля и железа.

Один из крупнейших мировых авиастроителей – корпорация Boeing – показала миру внешность разрабатываемого ими истребителя шестого поколения. Самолет построен по аэродинамической схеме «смешанное крыло».

©Northrop Grumman

Американские ученые пришли к выводу, что частое употребление энергетических напитков способно вызвать гепатит – воспалительные заболевания печени.

Согласно заявлениям ряда СМИ, в одном из крупнейших российских городов – Екатеринбурге – официально объявлена эпидемия ВИЧ. Инфицирован примерно каждый 50-й житель мегаполиса. На сегодняшний день медиками зафиксировано 26 693 случая ВИЧ-инфекции. Это составляет приблизительно 1,8% жителей мегаполиса. Сообщается также, что на учете находятся 774 ребенка, у 342 из них диагноз подтвердили официально.

Изобретатель из США Леонард Сток разработал стропное устройство, которое позволяет блокировать колесо движущегося автомобиля. Механизм представляет собой раскладной капкан из нейлоновой стропы, которая устанавливается на передний бампер автомобиля. В ситуации преследования сеть выбрасывается и, когда колесо впереди идущей машины оказывается в капкане, наматывается на него, блокируя вращение.

Американские ученые пришли к выводу, что последствия алкогольной зависимости в молодом возрасте могут проявляться спустя десятилетия вне зависимости от продолжительности заболевания.

Концерн Boeing продемонстрировал, как работает уникальное складное крыло, предназначенное для пассажирского самолета Boeing 777X. Такой подход призван облегчить эксплуатацию авиалайнеров на взлетно-посадочной полосе, а также «адаптировать» их под существующие ангары. Складные крылья активно используются авиацией военно-морских сил разных стран мира, однако на пассажирском самолете данное решение никогда не применялось.

Исследователи из США пришли к выводу, что если съедать как минимум одно яйцо в день, то это позволит снизить риск инсульта в пожилые годы на 12%.

Две команды ученых независимо друг от друга обнаружили, что еще в начале нынешней эпидемии лихорадки Эбола вирус мутировал и стал лучше заражать клетки человека. При этом и те, и другие ученые с крайней осторожностью говорят о том, что именно мутации и появление нового штамма стали причиной необычной вспышки болезни в Африке в 2013-2016 гг.

На что еще следует обратить внимание на этой неделе? У нас вышло сразу несколько интересных материалов для тех, кто «любит почитать».

Толковать сновидения: как?

В древности люди гораздо трепетнее относились к снам. Сегодня это удел мистиков и глубинных психотерапевтов.

Альтернативные цивилизации: динозавры, дельфины и крысы

Люди – далеко не единственные представители животного царства, у которых мог развиться разум. Даже цивилизации могут появиться на нашей планете еще не раз – и далеко не факт, что они будут созданы такими, как мы, приматами.

Виза в черную дыру: путешествия во времени возможны

Современные космонавты, как известно, уже делают это. Правда, путешествуют они пока только в будущее. И на доли секунды. Но кто знает – может быть, однажды нам удастся улететь на годы или даже века вперед или, наоборот, потрепать за чуб нашего пятилетнего деда? Но начнем по порядку.

Тестовый режим

Мы точно знаем, что вы любите тесты. Их все любят. В связи с этим мы решили почаще проверять ваши знания в различных областях.

Короли и империи. Тест по истории Средних веков

Именно в Средние века Европа стала единым «историческим континентом» с общей христианской религией и образом жизни. Народы, их языки и государства, которые существуют сейчас в Европе, берут свои истоки именно в Средневековье. А так как историю Средних веков изучают в школе, мы и решили узнать, как хорошо вы помните школьную программу.