• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.09.2016
Редакция Naked Science
12 285

Как это работает: камеры фиксации нарушений ПДД

3.5

Садясь за руль и выезжая на дорогу, мы оказываемся под пристальным «взглядом» камер фотовидеофиксации нарушений. Сложно, наверное, найти хотя бы одного водителя, который никогда не получал «письмо счастья» от ГИБДД. Сегодня мы разберемся, как работают камеры автоматической фиксации нарушений ПДД и почему они иногда ошибаются.

камеры фиксации нарушений ПДД
©Wikipedia / Автор: Сергей Данилов

Камеры уже везде

Что такое камера автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, известно практически каждому водителю в нашей стране. Сегодня они установлены на дорогах практически во всех субъектах РФ. За прошлый год с их помощью было вынесено более 50 миллионов постановлений по делам об административных правонарушениях, а это уже 67% от всех вынесенных постановлений за нарушение ПДД, и эти показатели растут из года в год. При этом увеличивается не только количество назначенных штрафов, но и число статей Кодекса об административных правонарушениях, по которым такие штрафы выписываются.

По данным Госавтоинспекции, на дорогах страны сегодня работают уже почти 10 тыс. таких камер. Но пока что 76% из них способны отследить только нарушение скоростного режима. Это 89% автоматически зафиксированных нарушений. Но все больше камер применяются для распознавания и других видов нарушений, среди которых:

– непропуск пешеходов на пешеходных переходах;

– выезд на полосу встречного движения и под знак «Въезд запрещен»;

– нарушение правил проезда регулируемых перекрестков и железнодорожных переездов;

– нарушение требований знака «Движение грузовых автомобилей запрещено»;

– выезд транспортного средства на полосу общественного транспорта;

– нарушение правил остановки и стоянки.

Дальше – больше. В этом году должен был стартовать совместный эксперимент Госавтоинспекции и Российского союза автостраховщиков по проверке с помощью видеокамер наличия полиса ОСАГО. В связи с наличием в базе данных РСА множества ошибочных сведений начало реализации проекта приостановили, дабы не нагнетать социальную напряженность. Но к этой идее обязательно вернутся, как только выправят базы данных. С июля этого года столичные камеры фотовидеофиксации начали выявлять автомобили, передвигающиеся днем с выключенными фарами. А в Московской области власти планируют начать эксперимент, который поможет бороться с водителями, мусорящими на дорогах. Теоретический перечень возможностей комплексов автоматической фиксации намного шире. Производители соревнуются между собой, добавляя все новые и новые возможности. Скорее всего, рано или поздно все они будут взяты на вооружение Госавтоинспекцией.

Эффективны камеры не только в борьбе с нарушителями правил дорожного движения, но и с должниками за коммунальные услуги. В Ижевске судебные приставы совместно с сотрудниками ГИБДД арестовали девять автомобилей неплательщиков. В автомобильном потоке машины должников отслеживал комплекс фотовидеофиксации «АвтоУраган».

Основные принципы работы

По принципу работы применяемые сейчас комплексы делятся на радарные, фотовидеофиксации и лазерные. По способу использования – на передвижные и стационарные. Принцип работы радарных комплексов фиксации основан на эффекте Доплера. В сторону автомобиля посылаются электромагнитные волны. Отражаются они уже с измененной частотой, что и фиксируется радаром. По изменению частоты определяется то, с какой скоростью автомобиль приближается к радару или удаляется от него. Примерно так же работают и лазерные системы измерения скорости.   Радары, основанные на эффекте Доплера, применяются не только для определения скорости движения автомобилей, но и для определения скоростей самолетов, кораблей и даже облаков. Сам же эффект нашел применение и в астрономии: с его помощью определяют радиальную скорость движения небесных тел, в том числе галактик и звезд.

Фотокамера, работающая в паре с радаром, в момент замера скорости делает снимок автомобиля, чтобы не было споров о том, кто же именно совершил нарушение. Один из самых распространенных отечественных комплексов фотовидеофиксации – «Стрелка-СТ». Состоит он из двух частей: сам радар и широкоугольная камера. Радар, как уверяет производитель, создан на основе технологий, применяемых в российской военной авиации. Широкий угол обзора камеры позволяет системе «видеть» до пяти полос движения одновременно. Направление движения автомобилей в данном случае роли не играет. Ввиду высокой стоимости комплекса «Стрелку» целесообразно ставить именно на магистральных трассах с многополосным движением.

Комплекс контроля дорожного движения «Стрелка-СТ» / © spttech.info

А вот комплекс фиксации нарушений «АвтоУраган» обходится без радара. В его арсенале только широкоугольная видеокамера. Но это не мешает ему определять скорость проезжающих мимо него автомобилей с погрешностью всего 2 км/ч. По количеству кадров, в которых присутствует номер транспортного средства, определяется время проезда автомобиля. Размеры дорожного полотна задаются при установке камеры. Оперируя этими параметрами, комплекс легко вычисляет скорость автомобиля.

Комплекс фотовидеофиксации нарушений «Автоураган» / © ru-bezh.ru

Но, как было сказано, современные камеры фиксируют не только превышение скорости. Стационарный комплекс фотовидеофиксации «АвтоУраган-ВСМ» способен зафиксировать уже 16 видов нарушений ПДД. Здесь уже работает программа анализа видеоизображения. Например, «АвтоУраган» выявляет определенные контрольные зоны расположения фар автомобиля и способен самостоятельно определить, включены фары или нет.

Поиск автомобилей с выключенными фарами системой «АвтоУраган» / © recognize.ru

Система распознавания комплекса фиксации нарушений «КОРДОН-М», по утверждению производителя, создана на основе технологии нейронных сетей. Технология обеспечивает возможность быстрого обучения новым форматам государственных регистрационных знаков.

Схема работы комплекса «КОРДОН-М4» /© simicon.ru

Кроме радара и камеры в стандартный набор устройств практически всех комплексов слежения входит инфракрасный прожектор, модуль определения координат ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, они комплектуются блоками питания, устройствами хранения и обработки информации. Практически все используемые на дорогах камеры фиксации нарушений отечественного производства. Сегодня в России насчитывается порядка десяти производителей таких автоматических комплексов.

Схема работы комплекса «КОРДОН-М2» /© simicon.ru

Информацию о нарушении комплекс направляет на сервер. Здесь после обработки изображения из набора кадров «извлекаются» сведения о номере автомобиля и нарушении, например превышении скорости. Далее система в автоматическом режиме определяет личность владельца автотранспортного средства и формируется постановление об административном правонарушении. Система работает практически самостоятельно. Но в то же время без участия человека ни одно нарушение обработано быть не может. Первоначально оператор центра фиксации нарушений должен подтвердить, что система все сделала правильно. Не ошиблась, например, в результатах поиска владельца автомобиля по причине плохо читаемых номеров. Но сотрудники таких центров, как правило, лица гражданские, поэтому выносить постановления о привлечении к ответственности они не могут. Если сотрудника центра ничего не насторожило, он отправляет файл с информацией о нарушении инспектору ГИБДД. Но если есть какие-либо сомнения, материал выбрасывается в корзину и дальше уже не идет.

Квалификация действий водителя в качестве нарушения и вынесение постановления о штрафе – прерогатива уже сотрудника ГИБДД. Постановление о нарушении заверяется электронной цифровой подписью и отправляется на сервер. Теперь оно может быть распечатано на бумаге, упаковано в конверт и отправлено нарушителю. Такие письма должны направляться с уведомлением о вручении.

Так как весь процесс от фиксации нарушения до вынесения постановления совершается в электронном виде, то технически возможно сразу же после подписания постановления цифровой подписью уведомить об этом нарушителя в удобной для него форме. Чтобы автовладелец мог получать такие уведомления, ему нужно зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг и запросить услугу информирования о наличии штрафов ГИБДД. В личном кабинете помимо своих данных нужно указать данные своего автомобиля и выбрать удобный способ получения информации: SMS на номер мобильного телефона или сообщение по электронной почте. Если в смартфоне или планшете установлено мобильное приложение «Госуслуги», то информация о штрафах может поступать в виде push-уведомлений. Зная о вынесении постановления, достаточно зайти на сайт и найти всю информацию о нарушении. Оплатить штраф сейчас также можно через Интернет. Но если с нарушением не согласны, то его можно и нужно обжаловать.

«КОРДОН-М» 2 (для двух полос движения) и «КОРДОН-М» 4 (для четырех полос) /© simicon.ru

«Письма счастья»

На практике случаются и ошибки в работе оборудования и сотрудников. Плохая видимость на дороге вследствие дождя или снега приводит к тому, что камера не может правильно распознать регистрационный номер автомобиля. Иногда и некоторые автовладельцы делают все, чтобы номера не могли быть распознаны системой: заклеивают скотчем отдельные цифры, затирают их белым маркером. Не всегда алгоритмы системы распознавания нарушений достаточно отработаны. Все это должен корректировать сотрудник центра фиксации, ведь в его обязанности входит просмотр отснятого фото- и видеоматериала, однако и он может ошибиться. Так, недавно московский автолюбитель получил «письмо счастья», из которого следовало, что его автомобиль пересек сплошную линию разметки. Но при рассмотрении фотоснимка выяснилось, что это не машина выехала на обочину, а ее тень пересекла сплошную полосу разметки.

Тень «пересекает» сплошную линию /© tass.ru

На необоснованный штраф водитель подал жалобу через официальный сайт ГИБДД. История получила общественный резонанс и вероятно, поэтому реакция на обращение последовала быстро. В ГИБДД Москвы происшедшее объяснили сбоем в работе комплекса фотовидеофиксации. Постановление о наложении штрафа будет отменено.

В случае получения «письма счастья» нужно понимать, что презумпция невиновности на такие случаи не распространяется. Доказывать отсутствие вины придется автовладельцу (ст. 1.5 КоАП РФ).

Что делать, если вы получили постановление, но с ним не согласны. На фото не ваша машина или, как в предыдущем примере, только тень пересекла разделительную линию. Игнорировать уплату штрафа нет смысла. Рано или поздно его придется заплатить. Могут быть и другие неприятные последствия, например ограничение на выезд за рубеж. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента его вручения. Так как «письмо счастья» отправляется с уведомлением о вручении, то автовладелец получает его на почте, и с этого момента начинается отсчет дней до окончания срока обжалования. Если в течение этого времени автовладелец не воспользуется своим правом на обжалование, то постановление вступает в силу. На оплату штрафа дается 60 дней. Не успеете оплатить – дело будет передано в службу судебных приставов. Обжалуется постановление либо через подразделение ГИБДД, вынесшее постановление, либо через суд. Как правило, через сайт ГИБДД подать жалобу удобнее всего.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 14:21
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

Вчера, 20:37
Андрей

Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.

Позавчера, 14:21
Юлия Трепалина

Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

15 ноября
Елизавета Александрова

Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.

Вчера, 14:21
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно