Столкновение галактик «оголило» черную дыру — Naked Science
03.11.2016

Столкновение галактик «оголило» черную дыру

С помощью крупного «телескопа», радиоинтерферометра VLBA, американские и российские астрономы изучили последствия столкновения двух галактик. Ученые заметили, что одна из них разрушила более мелкую соседку, обнажив сверхмассивную черную дыру в ее центре.

post_-_december_2015_5_-_1

Обе галактики принадлежат к далекому скоплению, находящемуся в 2 млрд световых лет от Земли, и их сближение началось еще несколько миллионов лет назад, оставив меньшую галактику практически без звезд, без газа и пыли. Размеры ее составляют всего около 3 процентов от размеров нашего Млечного Пути, и практически ничто не закрывает активный центр галактики, где расположена сверхмассивная черная дыра.

Именно этими объектами интересовались Джеймс Кондон (James Condon) и его коллеги из США и России: предполагается, что крупные галактики растут, активно поглощая соседей. При этом растут и их черные дыры, сливаясь друг с другом. Поэтому астрономы с помощью радиоинтерферометра VLBA вели поиск вращающихся друг вокруг друга пар таких дыр, которые могли бы указать на слияние галактик. А картина, которую они обнаружили в скоплении ZwCl 8193, стала довольно неожиданной.

Расположенный в ней объект B3 1715+425 оказался почти «голой» сверхмассивной черной дырой, которую окружает совсем слабый ореол звезд и пыли – и все это на скорости в тысячи километров в секунду летит прочь от центра крупной галактики, оставляя за собой след ионизированного газа. Джеймс Кондон с коллегами предположили, что так закончилось «путешествие» небольшой галактики сквозь более крупную, в которую она врезалась несколько миллионов лет назад. Практически все ее вещество оказалось перетянуто гравитацией большой галактики, и лишь сверхмассивная черная дыра и ее ближайшие соседи продолжают движение дальше.

Процесс появления «голой» сверхмассивной черной дыры глазами художника / ©Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Судьба останков галактики незавидна. Небольшие количества разреженного вещества, которые остались у нее, вряд ли способны обеспечить материалом появление новых звезд. Ученые предполагают, что где-нибудь через миллиард лет, когда прогорят ее звезды, она окончательно погаснет и сделается невидимой.