26.02.2016
Редакция Naked Science

Кишечную палочку научили производить обезболивающее

Биоинженеры из Киотского университета в Японии создали ГМ-бактерии кишечной палочки, способные синтезировать и выделять тебаин. Сам по себе этот опиат является скорее ядом, чем наркотиком, однако в фармацевтике служит ключевым прекурсором для синтеза целого ряда важных обезболивающих, включая бупренорфин, налоксон, налбуфин и морфин.

3-geneticallym

«Морфин и его аналоги обладают сложной молекулярной структурой, – поясняет один из авторов новой работы Фумихико Сато (Fumihiko Sato), – поэтому производство этих веществ непростое, оно занимает немало времени и оказывается дорогим, делая дорогими и препараты. Но с нашей E. coli мы можем за сутки получить из 20 г сахара 2,1 мг тебаина – и это против 0,0064 г у ГМ-дрожжей».

Фумихико напоминает о громкой работе прошлого года, авторы которой внедрили в дрожжевые клетки более 20 генов, фактически создав целый новый метаболический путь, ведущий к сравнительно дешевому и простому биосинтезу тебаина. Однако японские бактерии оказываются в 300 раз более производительными дрожжей. А главное, их использование не столь сомнительно с точки зрения опасности появления «домашних биофабрик» для производства наркотиков.

Дело в том, что метаболический путь, в ходе которого сахар превращается в тебаин, японские биологи разделили между четырьмя отдельными штаммами E. coli, каждый из которых берет на себя лишь определенный набор реакций. Добыть, а тем более, совместно культивировать сразу все нужные штаммы, следя за их здоровьем и ростом, намного сложнее, чем просто выращивать дрожжи в ферментере. Такая работа вряд ли по силам наркомафии, зато фармацевты смогут использовать эту технологию, производя нужные анальгетики куда дешевле, чем сегодня.