Кишечную палочку научили производить обезболивающее — Naked Science

Кишечную палочку научили производить обезболивающее

Биоинженеры из Киотского университета в Японии создали ГМ-бактерии кишечной палочки, способные синтезировать и выделять тебаин. Сам по себе этот опиат является скорее ядом, чем наркотиком, однако в фармацевтике служит ключевым прекурсором для синтеза целого ряда важных обезболивающих, включая бупренорфин, налоксон, налбуфин и морфин.

3-geneticallym

«Морфин и его аналоги обладают сложной молекулярной структурой, – поясняет один из авторов новой работы Фумихико Сато (Fumihiko Sato), – поэтому производство этих веществ непростое, оно занимает немало времени и оказывается дорогим, делая дорогими и препараты. Но с нашей E. coli мы можем за сутки получить из 20 г сахара 2,1 мг тебаина – и это против 0,0064 г у ГМ-дрожжей».

Фумихико напоминает о громкой работе прошлого года, авторы которой внедрили в дрожжевые клетки более 20 генов, фактически создав целый новый метаболический путь, ведущий к сравнительно дешевому и простому биосинтезу тебаина. Однако японские бактерии оказываются в 300 раз более производительными дрожжей. А главное, их использование не столь сомнительно с точки зрения опасности появления «домашних биофабрик» для производства наркотиков.

Дело в том, что метаболический путь, в ходе которого сахар превращается в тебаин, японские биологи разделили между четырьмя отдельными штаммами E. coli, каждый из которых берет на себя лишь определенный набор реакций. Добыть, а тем более, совместно культивировать сразу все нужные штаммы, следя за их здоровьем и ростом, намного сложнее, чем просто выращивать дрожжи в ферментере. Такая работа вряд ли по силам наркомафии, зато фармацевты смогут использовать эту технологию, производя нужные анальгетики куда дешевле, чем сегодня.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.