Дельфины узнают себя в зеркале раньше детей, выяснили ученые — Naked Science
12.01.2018

Дельфины узнают себя в зеркале раньше детей, выяснили ученые

Дети начинают узнавать себя в зеркале в возрасте около года, дельфины — уже в семь месяцев, показало многолетнее исследование.

u5drlveifjdcesxukxo857qbv3ud8b2_1680x8400

Люди, шимпанзе, слоны, сороки и афалины узнают себя в зеркале; другие виды либо не различают отражение, либо не идентифицируют его с собой, либо начинают это делать только после специальной тренировки. Способность самостоятельно устанавливать связь между собственным телом и отражением часто используют как мерило разума, хотя не все исследователи с этим согласны. Эта способность развивается по-разному у разных видов: дети начинают узнавать свое отражение в возрасте приблизительно 12 месяцев, шимпанзе – в возрасте от двух до четырех лет. Дельфины узнают себя в зеркале уже через семь месяцев после появления на свет, выяснили Дайана Рейсс и Рейчел Моррисон, физиологи из Хантерского колледжа в Нью-Йорке.

В статье, опубликованной в журнале PLoS One, ученые объясняют: чтобы начать узнавать себя в зеркале, детям нужно пройти определенные этапы физиологического и психологического развития, и маленькие дельфины проходят их на несколько месяцев раньше.

Самке дельфина по кличек Бейли было семь месяцев, когда ученые заметили, что у нее появилась привычка «вертеться» перед зеркальной стенкой океанариума: она принимала необычные позы, крутилась вокруг себя, подплывала близко к зеркалу и, почти касаясь его глазом, надолго замирала, заглядывала себе в рот и показывала отражению язык. Другому дельфину, самцу по кличке Фостер, было уже 14 месяцев, когда исследование началось. Он, как и Бейли, уже понимал, что в зеркале отражается он сам: он тоже подплывал близко к зеркалу, изгибался перед отражением и пускал пузыри.

Навык узнавания себя в зеркале развивается в три стадии: 1) знакомство с зеркалом, 2) испытание отражения на соответствие (животные двигаются и проверяют, повторит ли отражение их движения) и 3) использование зеркала для изучения себя. На третьей стадии животное учится использовать зеркало, чтобы увидеть то, что нельзя увидеть без него.

Чтобы доказать переход к третьей стадии, обычно используют тест с меткой: на теле рисуют или крепят яркую метку, которую животное не может заметить без зеркала. Тест считается пройденным, если животное замечает метку и находит ее на себе. Животные, у которых есть гибкие и длинные передние конечности, обычно проходят этот тест, касаясь отметки у себя на теле после того, как видят ее отражение в зеркале. Дельфины так сделать не могут, но они показали свою заинтересованность в отметке на теле другим способом.

Дети справляются с тестом в возрасте полутора-двух лет. Бейли справилась со своим первым тестом в возрасте 2 лет и 7 месяцев, Фостер – будучи на пять месяцев младше. Возможно, они бы прошли тест и раньше, но правила содержания животных в океанариуме не позволяют рисовать на дельфинах младше двух лет.

Наблюдения за животными позволяют сравнить развитие навыка узнавания себя в зеркале у людей и у других видов и понять, какие социальные и когнитивные навыки требуются, чтобы соотнести себя со своим отражением. Авторы исследования полагают, что раннее (по сравнению с детьми и шимпанзе) узнавание своего отражения у дельфинов обусловлено тем, что у них быстрее, чем у наземных млекопитающих, развиваются социальные навыки. Новорожденные дельфины вынуждены сразу встраиваться в группу, быстро учатся узнавать других дельфинов. Кроме того, развитие моторных навыков в первые месяцы жизни у них также опережает развитие аналогичных навыков у млекопитающих, что может способствовать ускоренному развитию социальных и когнитивных навыков.