• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.01.2023
Александр Березин
79
22 478

«Последние из нас»: сериал The Last of Us с точки зрения науки

5.2

Игру 2013 года и выходящий с января 2023 года сериал по ней часто принимают за научную фантастику. То есть произведение, основанное на предположениях, не противоречащих науке. Однако вряд ли дело обстоит таким образом. Проблема в том, что создатели мира The Last of Us слишком некритично подошли как к научному фундаменту, на котором основан их мир постапокалипсиса, так и к тому, что думает наука о самой реальности «постапов». Naked Science пробует разобраться в деталях.

Эксперты из сериала, рассуждающие о том, что пока что грибки, мол, не поражают теплокровных (!), и обсуждающие, что глобальное потепление может изменить это положение вещей / ©Wikimedia Commons / Автор: Владимир Богданов

Наверное, такие тексты надо начинать с «Дальнейшее содержит спойлеры, и если вы еще не смотрели, то…». Однако жанр постапокалипсиса не нов, и книга с довольно  похожим на The Last of Us названием (можно перевести как «Последний из нас» и как «Последние из нас») впервые появилась еще в 1805 году (Le Dernier Homme, «Последний человек»). Сюжеты в этом жанре не отличаются разнообразием, так что спойлеров вряд ли стоит бояться, давайте просто займемся разбором того, как все эти истории выглядят с точки зрения науки.

Рецепты постап-текстов (книг, игр, фильмов) с 1805 года в целом не изменились. Автор берет какую-нибудь модную научную концепцию, а затем литературными методами строит вокруг нее предполагаемый мир будущего. Жан-Батист Ксавье Кузен де Гренвиль (Jean-Baptiste Cousin de Grainville), автор «Последнего человека» начала XIX века в качестве такой модной и как бы научной идеи выбрал мальтузианство. В его произведении два последних человека упоминают, что вот, мол, Земля была слишком перенаселена, ресурсов не хватало. Правда, придумать убедительный конец мира по Мальтусу де Гренвиль не смог, поэтому у него еще и фертильность у людей, по неизвестным причинам, исчезает.

Байроновские стихотворные описания вулканической зимы были популярны в 1980-е как иллюстрация зимы ядерной / ©Bloodofkittens.com

Первое время жанр постапокалипсиса был не особо популярен. Вторым таким произведением стала байроновская «Тьма»: в ней британский поэт изобразил вымирание людей от вулканической зимы, свидетелем очень легкого варианта которой сам Байрон стал в 1816 году («Год без лета»). Ну а в 1826 году и тема «апокалипсиса из-за инфекции» своей участи не избежала: Мэри Шелли опубликовала The Last Man («Последний человек»). 

В «Последнем человеке» Шелли неизвестная инфекция в конце XXI века ведет к полной гибели всех землян, выживает лишь один человек, попадающий в череду энергичных приключений. Роман получил неприятные отзывы от критиков, отмечавших среди прочего неправдоподобность сюжета (гибель почти всех людей).

Сцены массовой гибели людей в эпидемии из «Последнего человека» Шелли часто вспоминали уже в 2020 году / ©Wikimedia Commons

Более поздние критики были и более зоркими: они писали, что, во-первых, Шелли написала роман, будучи под впечатлением от гибели нескольких друзей и своих детей; во-вторых, замечает критик Кари Локке, довольно странный с фактологической точки зрения сюжет — в значительной степени метафора. Традиционная идея гуманизма ставит человечество в центр Вселенной, предоставляя ему самому решать, как поступать с природой. «Последний человек», напротив, возвращает природу в центр Вселенной, отказывая человечеству в исключительном месте в нем. Ликвидация ею человека в таком случае выглядит логичной.

Шелли своим романом открыла литературный ящик Пандоры: «Маска Алой Смерти» Эдгара Алана По, «Алая чума» Джека Лондона и произведения бесчисленной орды их подражателей с тех пор использовали сюжет, по которому инфекция убивает всех или почти всех людей. Литературное качество таких работ, правда, после «Алой смерти» только падает, но это, с учетом общей тенденции развития популярной литературы, вполне ожидаемо. 

Мир «Алой чумы» заметно реалистичнее многих аналогов: промышленность быстро исчезла, люди вернулись к охоте, технологически во многом выпав даже из неолита / ©Wikimedia Commons

И вот что важно: число постап-книг, фильмов и игр с течением времени только растет. Причина тому — в кризисе гуманизма и стихийном распространении так называемого антигуманизма. То, что в 1826 году было нетипичным умственным экспериментом жестоко потрепанной жизнью женщины, к XXI веку стало распространенной точкой зрения. Человечество все чаще помещают не в центр Вселенной, над природой, а под ними: оно, с точки зрения антигуманистов, несет угрозы, с высокой вероятностью способные положить ему конец.

Может ли паразит влиять на поведение людей, как в сериале?

Именно это мы видим и в последней реинкарнации «Последних из нас»: сериале HBO 2023 года. Он начинается с телешоу 1968 года, на котором беседует пара эпидемиологов. Один из них, доктор Нойманн, отмечает, что не верит в гибель человечества от вирусов и бактерий, поскольку человечество постоянно сталкивается с ними, но всегда выживает (знакомую угрозу проще одолеть иммунитету). А вот грибки, считает он, — другое дело. Сейчас им трудно жить на теплокровных вроде нас, но в случае глобального потепления, полагает он, эволюция грибков может сделать шаг вперед — и тогда они начнут ставить под контроль наш мозг, как ставят под контроль (через посредство химических соединений) мозг муравьев. Есть, правда, работа про то, что грибок все же управляет муравьем помимо мозга, но этому противоречит другая научная работа, затрагивающая иные виды муравьев.

Что думает наука по этому поводу? С одной стороны, можно уверенно сказать, что частичный контроль паразита над мозгом и поведением крупного млекопитающего — не выдумка, а совершенно обычный зоологический и антропологический факт. Вы, читатель этих строк, с вероятностью 25 процентов сами являетесь одним из людей, чье поведение в некоторых отношениях управляется простейшим паразитом. 

Ведь именно такова доля жителей Москвы (для России в целом, к сожалению, данные пока не собираются) без шизофрении, инфицированных токсоплазмозом. Среди обследованных москвичей с шизофренией их уже 40 процентов, поскольку при наиболее тяжелых сценариях заражения вероятность этого психического заболевания растет. Кстати, если вы бизнесмен или любитель экстремально проводить время, вероятность того, что в вас живет и отчасти контролирует вас этот организм, тоже повышенная. 

И хотя токсоплазмоз не грибок, а простейшее (то есть даже не многоклеточное существо), это совсем не мешает микрометровой Toxoplasma gondii эффективно направлять наше поведение в нужную ему сторону. Для этого паразит влияет на выработку нейромедиатора дофамина — и у грызунов, и у людей. Скорость реакции при этом может снижаться, как и сила страха. Мужчины становятся более склонными ко всем типам рискованного поведения, а женщины — в основном к откровенности и прямоте. Не удивительно, что среди попадающих в ДТП жителей России токсоплазмозников существенно больше, чем по популяции в целом (то же верно и для самоубийц).

Токсоплазма — это паразит, который поражает многих из нас еще в утробе матери, а затем меняет поведение людей. Он уже давно с нами. И это не выдуманная человеческая модификация кордицепса, а вполне реальное простейшее / ©«Шанс Био»

Конечно же, токсоплазма — не единственный пример сильнейшего влияния (значение этого понятия шире, чем просто «контроль») паразита на поведение человека. Любой может вспомнить бешенство, вызывающее агрессию у пораженных им людей (не такую уж и далекую от того, что показано в сериале для грибка). Но есть и менее очевидные примеры.

Не так давно выяснилось, что люди, прививавшиеся от гриппа, на 40 процентов реже страдают болезнью Альцгеймера. Учитывая, что вакцины от гриппа делают на морально устаревших и оттого неэффективных платформах, отчего они снижают вероятность заражения этим вирусом всего вдвое, нельзя исключать, что именно вызываемый вирусом грипп (а вирусы — это облигатные паразиты) — ключевой фактор риска по болезни Альцгеймера. 

Если все так, то люди, переболевшие «просто гриппом», на самом деле закончат свои дни в слабоумии именно из-за обычного вируса, а не по каким-либо другим причинам. Точнее мы узнаем после внедрения новых, более эффективных (векторных) вакцин от гриппа, появление которых ожидается в 2023 году. Если с ними вероятность Альцгеймера снизится существенно больше, чем на 40 процентов, можно будет уверенно предположить, что истинная причина «старческого слабоумия» — совсем не старость как таковая. 

Не исключено, что какое-то управление поведением своих жертв вероятно и для коронавируса. Просто чтобы узнать это, нужные многие годы наблюдений, которые пока еще не успели пройти.

Но значит ли все вышесказанное, что основная эпидемиологическая предпосылка сюжета «Последних из нас» верна?

Чего создатели сериала (и игры) не знали о реальном мире

К сожалению (а точнее, к счастью), нет. Дело в том, что авторы исходной игры почерпнули свою идею о грибке-поработителе не из науки, а из научпопа, причем, скажем прямо, не попытались поискать научпоп, описывающий картину более полно. Они посмотрели фильм BBC Planet Earth от 2006 года, где описано действие кордицепса на мозг и тело муравьев и многих других насекомых.

Кордицепс однобокий заставляет муравья забираться повыше и умирать там, а также тормозит разложение, которое бы случилось, не будь муравей поражен этим грибком. Все это нужно, чтобы лучше разносить споры самого грибка / ©YouTube

Чего в сериале The Last of Us не сказано, но что знает каждый приличный врач, — так это то, что на деле грибковые инфекции постоянно и систематически атакуют теплокровных, включая людей. Только в одном 2020 году от них погибли 1,7 миллиона человек (больше тогда унес только коронавирус). 

Рассуждения Нойманна из сериала HBO The Last of Us о том, что теплокровность якобы блокирует возможность заражения грибком, не имеет отношения к реальности. И дело не только в том, что наши кожные покровы на десяток градусов прохладнее температуры внутри организма (кожные грибковые заболевания поэтому начинаются легче), но и в том, что в реальности грибки могут расти и при температурах выше 40 градусов.

Теплокровность затрудняет поражение нас грибками не больше, чем затрудняет инфицирование теплокровных и бактериями, и вирусами. Однако и они, и грибки вполне адаптируются к повышенной температуре носителя. Главным препятствием на их пути становится совсем не температура тела.

Candida albicans, вызывающий банальный кандидоз, тоже грибок. Исходя из статистики, можно быть на сто процентов уверенным, что многие из создателей игры Last of Us и одноименного сериала болели кандидозом. Кстати, особо острые его формы убивают несколько тысяч человек в год в США. Наверняка и в России тоже, просто в нашей стране нет нормального учета числа их жертв, как и ряда других инфекций, а также нет научных работ по теме. Получается забавно: сериал рассказывает о том, что грибки не могут поражать теплокровных, хотя создатели мира Last of Us сами были живым примером того, что грибок вполне поражает теплокровных / ©Wikimedia Commons

Почему? Да потому, что температура тела у теплокровных лежит в довольно узком диапазоне — намного более узком, чем у холоднокровных (более точные научные название — гомойотермия и пойкилотермия): 35 или 43 градуса — и нам конец. А крокодил, например, может остывать ниже нуля и выживать, а равно и нагреваться сильно за сорок и… тоже выживать. 

Естественно, раз грибки стабильно атакуют холоднокровных, то уж на теплокровных-то они жить вполне приспособятся. Точнее, приспособились, и уже очень давно — задолго до любого глобального потепления.

Микоз, грибковое поражение человеческих легких. Вопреки идеям «доктора Нойманна», грибки вполне выживают в тканях теплокровных. И любой, кто читал учебники обычного медицинского вуза, это знает / ©Wikimedia Commons

Как и в случае с вирусами и бактериями, основная защита человека от грибка — иммунитет. Те 1,7 миллиона человек в год, что все же умирают от грибков, почти на 100 процентов состоят из людей с серьезно ослабленным иммунитетом, например ВИЧ-инфицированных без ретровирусной терапии, больных раком на химиотерапии и так далее. Вообще же, чтобы получить резкое снижение иммунитета, иной раз достаточно сильного стресса.

Если вы в целом здоровы, сражаться с грибковой инфекцией вам куда проще, чем с токсоплазмозом, гриппом и тем более коронавирусом. По той простой причине, что грибок более требователен к условиям для быстрого размножения, чем намного более простой и компактный вирус.

Именно поэтому естественный сценарий возникновения кордицепса, превращающего людей в зомби и описанный в серии игр «Последние из нас» и сериале, вряд ли возможен. В реальном мире кордицепс давным-давно продают как биологически активную добавку. Ни он, ни его родственники не представляют угрозы хотя бы относительно здоровому человеку: для иммунитета он, в отличие от вирусов, легкая добыча.  Да, он может убить человека без иммунитета (как и ряд других грибков), но, строго говоря, его могут убить и обычные вирусы, вызывающие простуды.

Впрочем, употреблять соответствующую БАД мы бы все равно не советовали: не исключено, что авторы этого снадобья тоже изучали биологию человека по фильмам BBC, то есть имеют о ней, мягко говоря, не вполне полные представления.

Конечно, мы не просто так выделили слово «естественный» курсивом. Создать аналог кордицепса, как в фильме, все же можно. Для этого нужно взять набор патогенных грибков и долго и упорно работать с ними в лабораториях на приматах. Для начала — зараженных вирусом обезьяньего иммунодефицита, то есть таких, к которым грибку намного проще приспособиться, благо их иммунитет заведомо ослаблен. Так можно попробовать вывести штамм грибка, который успешно поражал бы даже здоровых особей. 

В принципе в такой исследовательской работе нет ничего невозможного. Надо только понимать, что это огромный труд: модными CRISPR/Cas9 переставить нужные гены тут не выйдет, нужна долгая и нудная селекция, поскольку способность заражать у паразитов полигенна, кодируется сразу множеством генов, и заранее угадать, какие именно надо поменять, не получится (разве что в далеком будущем, но речь в сериале про 2023 год).

И все-таки лет за десять ударного труда в стиле доктора Менгеле что-то подобное соорудить можно. Если, конечно, вы привлечете к проекту первоклассных и очень талантливых (желательно, гениальных) ученых с напрочь сбитыми моральными ориентирами. 

Единственное, что тут радует: сделать это будет много сложнее, чем с вирусами. Как мы уже отмечали, поскольку животное, с которого коронавирус «перепрыгнул» на людей, все еще не найдено, нельзя исключать, что SARS-CoV2 получили именно лабораторной адаптаций вируса летучих мышей к тканям приматов. Но, скорее всего, делали это с исследовательскими, а не злыми целями. А вот для грибка обычного исследовательского интереса будет маловато: ему в наших тканях размножаться сложнее, он уязвимее для иммунитета, чем компактный вирус. Так что хотя бы чисто случайно нужный патоген вряд ли кто-то создаст. И то хлеб.

А что насчет общей научной достоверности постапокалиптических фильмов и игр?

Покончив с биологической частью мира «Последних из нас», нельзя не остановиться на его социально-технологической части. Как и практически во всех постап-произведениях с 1805 года, с реализмом там тоже не все хорошо.

Начнем с поведения. Действие фильма происходит в 2023 году, через 20 лет после старта эпидемии кордицепса. Но Элли, главная героиня сериала, ведет себя как современная американская девушка-подросток — нецензурно оскорбляет заведомо более сильных (и явно не слишком сдержанных) людей, имеющих серьезные проблемы с законом. Одного такого (коррумпированного вооруженного охранника) она еще и зачем-то бьет ножом, причем не в горло, что хотя бы логично, а в ногу.

Элли (слева) близка к реальному поведению подростков из мира насилия и убийств примерно настолько же, насколько взгляды доктора Нойманна на то, что грибки затрудняются поражать теплокровных из-за их температуры тела / ©Wikimedia Commons

Так могут вести себя подростки, выросшие в современном обществе, где насилие в отношении детей (и в отношениях между детьми) серьезно табуировано. Но в The Last of Us описывается мир, где 20 лет нет никакого привычного закона и порядка — только островки тоталитарной диктатуры, окруженные со всех сторон морем преступников, в принципе лишенных системных моральных норм. 

Любой, кто прожил в подобных средах хотя бы несколько лет, знает: обитатель такого мира не будет понапрасну злить сильных малознакомых людей. Материться первым в беседе с неизвестным человеком вы будете только после того, как узнаете, чем он вооружен и насколько опасен. Потому что у вас был знакомый (и не один), которого убили просто за неосторожно сказанное слово. 

Вы не будете втыкать нож вооруженному человеку в ногу (ведь это его разозлит, но не убьет). Вы и в шею-то ему его воткнете, только если он будет пытаться вас убить, а не просто делать что-то неприятное. Потому что нож — плохой помощник против автомата, и вы знаете это. Потому что вы еще в 12 лет получили первое ножевое, а еще до того видели, как убивает огнестрельное оружие, и наглядно представляете себе, насколько разная у них эффективность.

Откуда в мире, где 20 лет нет производства современных желтых красок (затруднительного вне современного общества), наблюдаются свежие надписи ею? Таких вопросов в мире сериала может возникнуть слишком много

А Элли ведет себя так, как будто ничего этого не знает. Хотя выросла в мире, где еще с ее рождения насилие — главный аргумент. Почему она действует настолько несообразно обстоятельствам?

Наиболее вероятный ответ: авторы игры и сериала не интересовались этнографическими и историческими материалами, описывающими общества до 1970-х годов. То есть общества с традиционной социальной организацией или близкие к ним. Они слишком привыкли к современной им действительности, где можно грабить магазины в честь BLM или сохранения жизней дельфинов, и вам (почти) ничего за этого не будет. Или же они не задумались над тем, что в случае реального наступления постапокалипсиса современное общество быстро исчезнет, поскольку в настолько сложных условиях нетрадиционные общества (современного типа) долго не протянут.

К научно-технической стороне мира постапа тоже много вопросов. Еще в мире первого Fallout (классической постап-игры 1990-х) никакие автомобили не ездят, потому что очевидно же: ДВС-мобили не смогут работать после десятков лет перерыва в поставках запчастей. Когда авторы во второй части все же ввели автомобиль, у него были атомные источники питания, а в игре и фильме The Last of Us машины самые обычные, со свинцовым пусковым аккумулятором.

Это, конечно, по-детски наивное представления о технике. Во-первых, спустя 20 лет хранения у бензина будет такое низкое октановое число (нужные добавки распадаются за годы), с которым он быстро убьет мотор. Какие ДВС-мобили в таком случае будут ездить? Дизельные, благо цетановое число солярки не снижается? Тогда об этом стоит так и сказать (чего в фильме не делают), ведь в Америке 2003 года, где начинается эпидемия в сериале, дизельных машин даже среди пикапов не так-то и много.

Или вот: где вы 20 лет брали для своего дизеля фильтры, без замены которых он непременно прикажет долго жить? А моторные масла и электроника, контролирующая работу мотора, у вас тоже неограниченного срока годности? Наконец, в мире постапа такие сложные устройства, как свинцовые аккумуляторы, производить будет настолько хлопотно (а 20 лет они не хранятся), что даже не очень умные люди давно перейдут на «завод с толкача» всей техники, которая еще будет заводиться. 

Почему при этом начало сюжета The Last of Us крутится вокруг аккумулятора, который заведомо не будет нормально работать, пролежав на полке пару десятков лет? Ответ прост: создатели Fallout 1 просто знали и любили технику больше, чем создатели The Last of Us.

Пораженный кордицепсом человек из сериала / ©Wikimedia Commons

Вообще, главная проблема показанного в сериале мира не в том, что там с самого начала неверно представляют себе биологические особенности грибковых инфекций, или кто и на чем будет ездить через 20 лет после апокалипсиса. Это все же просто детали. Более существенно, что постап-произведения в последние десятки лет потеряли целостный, научный подход к анализу развития обществ в случае глобальной катастрофы.

Возьмем «Алую чуму» того же Джека Лондона. Сюжет из 1910 года в целом тот же: инфекция убила многих, кругом мародеры, борьба за существование. Но у Лондона никто не ездит на машинах (хотя крутануть ручку от условного «Форда-Т» и через 20 лет после Алой чумы явно реалистичнее, чем искать несуществующий рабочий аккумулятор). Нет никаких фонариков, как и вообще работающей технической цивилизации. 

Американец 1910 года — возможно, потому что до писательства он был простым рабочим парнем с богатым жизненным опытом — верно понимал: после резкого снижения численности людей никакой технологической цивилизации не будет. А практически все, что она производит, не сможет подолгу работать после падения системы разделения труда.

Но вся эта система основана на огромной численности людей. Достаточно сократить эту численность на пару порядков, и вот уже найти инженера и рабочих, способных сделать свинцовый аккумулятор или ручной сканер заражения кордицепсом, стало бы просто невозможно. Или возможно — но только в одной точке на Земле. А глобальная торговля в мире постапа — заведомо нереалистичная вещь из-за того же разрушения глубокого разделения труда, требующего миллиардных цифр земного населения.

Теоретически относительно высокотехнологичный постап возможен, например в условном сценарии Уиндема (остров из «Дня триффидов»). То есть когда некая удаленная Австралия топит в море все суда с инфицированными беженцами, изолируется от внешнего мира и долго и упорно импортозамещает все, что не производила ранее. Нетронутая эпидемией структура и численность общества — серьезные плюсы. Так можно наладить выпуск много чего и не рухнуть в бездну варварства.

Двадцать лет после катастрофы, а люди ходят в фабричной одежде, которую, судя по ее чистоте, часто стирают. Где они ее берут, если выходить за пределы карантинированных зон в игре нельзя? / ©YouTube

Вот только в такой ситуации сюжет «Последних из нас» не получится. Просто потому что не будет никаких «последних из нас»: с помощью того же радио жители постапокалиптических США будут в курсе, что им не повезло, а за морем течет вполне нормальная жизнь. 

Наверное, из этого сложнее сделать сюжет, где люди видят убийство (для «медицинских исследований») одной девочки как путь к светлому будущему. Но точно ли столь глубокий ремейк «слезинки ребенка» от Федор Михайловича стоит серьезного игнорирования законов биологии, истории и даже банальной техники?

Это вопрос, ответ на который каждый из зрителей сериала найдет для себя сам.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 13:04
Алиса Гаджиева

На юге Шотландии расположена деревня, издавна связанная с легендой о Мерлине — великом волшебнике, наставнике короля Артура. Ранее эта история, как и многие другие части артуровского цикла, не имела никаких археологических подтверждений — только крайне запутанные упоминания в древних манускриптах. Теперь ситуация изменилась.

Позавчера, 21:00
Татьяна

Кошки, как и собаки, умеют бегать за игрушками и возвращать их хозяевам. Это науке хорошо известно. Но кто из них делает это охотнее? Чтобы ответить на вопрос, американские ученые решили сравнить оба вида домашних питомцев. Они назвали наиболее восприимчивые к этой игре породы, а также порассуждали о природе такого поведения.

Вчера, 20:05
Любовь

За последние 20 лет количество извлеченных из океана микроорганизмов значительно увеличилось, однако расшифровать их геном и использовать эту информацию в биотехнологии и медицине было непросто. Результаты нового исследования показали, что обнаруженные организмы можно использовать для решения таких серьезных проблем, как нехватка противомикробных препаратов, пластиковое загрязнение, а также при разработке новых ферментов для редактирования генома.

2 сентября
Татьяна

Месторождения самородного золота приурочены главным образом к кварцевым жилам. Считается, что оно осаждается из горячих магматических растворов, внедряющихся по трещинам в горных породах. Однако образование крупных скоплений золота представляет собой минералогическую загадку. Австралийские ученые предположили, что дело — в пьезоэлектрических свойствах кварца, которые под действием частых землетрясений способствуют образованию больших скоплений драгоценного металла.

Позавчера, 13:04
Алиса Гаджиева

На юге Шотландии расположена деревня, издавна связанная с легендой о Мерлине — великом волшебнике, наставнике короля Артура. Ранее эта история, как и многие другие части артуровского цикла, не имела никаких археологических подтверждений — только крайне запутанные упоминания в древних манускриптах. Теперь ситуация изменилась.

2 сентября
Любовь

В ноябре 2022 года астрономы заметили кое-что необычное — «странный радиокруг», расположенный вблизи галактического центра Млечного Пути. Обнаружить светящееся кольцо в месте, где его быть не должно, удалось с помощью одного из самых мощных в мире радиотелескопов — MeerKAT в ЮАР. Ученые считают, что радиокруг возник из-за массивной звезды, с поверхности которой звездный ветер сдувает внешние слои.

2 сентября
Татьяна

Месторождения самородного золота приурочены главным образом к кварцевым жилам. Считается, что оно осаждается из горячих магматических растворов, внедряющихся по трещинам в горных породах. Однако образование крупных скоплений золота представляет собой минералогическую загадку. Австралийские ученые предположили, что дело — в пьезоэлектрических свойствах кварца, которые под действием частых землетрясений способствуют образованию больших скоплений драгоценного металла.

Позавчера, 13:04
Алиса Гаджиева

На юге Шотландии расположена деревня, издавна связанная с легендой о Мерлине — великом волшебнике, наставнике короля Артура. Ранее эта история, как и многие другие части артуровского цикла, не имела никаких археологических подтверждений — только крайне запутанные упоминания в древних манускриптах. Теперь ситуация изменилась.

15 августа
Росатом

Предприятия Научного дивизиона госкорпорации «Росатом» и группа строительных компаний «Реформа» заключили договор о сотрудничестве и впервые применили для демонтажа высотных металлических конструкций — кранов-перегружателей — мобильный лазерный комплекс. МЛК, разработанный в стенах одного из институтов «Росатома», не имеет аналогов в стране.

[miniorange_social_login]

Комментарии

79 Комментариев
Foxxys Wer
31.01.2023
-
1
+
Хорошая статья, спасибо Александр!
Possessor Wizallion
29.01.2023
-
1
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    "авторы опять чушь пишут - в дне трифида никакой австралии небыло." Увы, но ошибаетесь как раз вы. И я не про то, что вы путаете единственное число с множественным. пишите название материка с маленькой буквы, или не умеете различать слова, которые пишутся слитно от слов, который пишутся раздельно (а также называете "День триффидов" "днем трифида", что тоже ошибка). Я про существо затронутого вами вопроса. В тексте нигде не написано, что в "Дне триффидов" есть Австралия. Там написано совсем иное: "Теоретически относительно высокотехнологичный постап возможен, например в условном сценарии Уиндема (остров из «Дня триффидов»). То есть когда некая удаленная Австралия топит в море все суда с инфицированными беженцами, изолируется от внешнего мира и долго и упорно импортозамещает все, что не производила ранее. Нетронутая эпидемией структура и численность общества — серьезные плюсы. Так можно наладить выпуск много чего и не рухнуть в бездну варварства". В "Дне триффидов вполне упоминается остров, как и то, что его вполне реально зачистить от инвазивной биооугрозы. А то, что вы прочли этот кусок из текста -- лишь ваша ошибка, но никак не текста выше. "и никакой заразы тоже " Что характерно, в тексте выше нигде не написано, что в "Дне триффидов" есть некая "зараза". Просто вы недостаточно внимательно его прочли. "слепота вызвана взрывом военых спутников на орбите." И тут вы ошибаетесь: точные причины "звездопада" в книге так никогда и не называются. "вроде и научный сайт - и бывают статьи хуже чем школьник напишет" Простите, но мнение на этот счет от человека, который ошибся практически во всех ключевых тезисах, которые затронул, вряд ли может кого-то тронуть.
    +
      ещё комментарии
      Possessor Wizallion
      30.01.2023
      -
      -2
      +
      Комментарий удален пользователем или модератором...
        "перечитайте книгу или поройтесь в поисковик" Нет, это вы перечитайте книгу, или поройтесь в поисковике. Начните хотя бы здесь: " - Там наверху, - продолжал я, - там наверху было, и может быть есть неизвестное количество боевых спутников, вращающихся вокруг Земли. Как множество спящих смертей, ожидающих кого-либо или чего-либо чтобы осуществиться. Что было в них? Ты не знаешь, я не знаю. Высокосекретная начинка. Все, что мы слышали - это догадки - расщепляющиеся материалы, радиоактивная пыль, бактерии, вирусы... Теперь представь себе, что один тип был сконструирован специально, чтобы испускать излучение, непереносимое нашими глазами, что-то обжигало их или, как минимум повреждало оптический нерв?.." http://www.lib.ru/INOFANT/UINDEM/triffid.txt_with-big-pictures.html То есть, как уже и отметил выше: "И тут вы ошибаетесь: точные причины "звездопада" в книге так никогда и не называются". "Представим" от главного героя и "причина" -- это принципиально разные вещи. У главгероя нет никаких данных на этот счет -- кроме его воображения. В книге это прямо описывается.. "авторы статейки приводят конкретный роман - и рассуждают - в одном абзаце рядом - на его аналогии об абсолютно других вещах. Примерно как приводя книгу Хоукинга в пример - пояснять про секс у бонобо, через запятую." Автор статьи абсолютно точным языком описал, что книги в жанре постап сраниваются в статье потому, что принадлежат к жанру постап. Если до вас понимание этого несложного пояснения автора не дается -- это беда. Но ваша, а не текста выше. "зачем они привели пример ДТ- вообще непонятно - то же самое могли привести в пример книгу Дж Лондона про трапперов и атакующих их волках." Понятно любому шестикласснику: потому что в "Дне триффидов" описывается сценарий изолированного острова, очищенного об биоугрозы, принесшей апокалипсис. А в приведенном вами примера ни остров такого рода. ни сам постап вообще не описываются. "Простите, но мое мнение на этот счет от человека, который ошибся практически во всех ключевых тезисах, которые затронул, вряд ли может кого-то тронуть." Простите, но ошибки здесь, на данный момент -- только ваши.
          Possessor Wizallion
          30.01.2023
          -
          -3
          +
          Комментарий удален пользователем или модератором...
            "*Все, что мы слышали - это догадки* тоесть ГГ - РЕАЛЬНО слышал про спутники" Нет, главный герой "Дня триффидов" никогда не слышал о спутниках такого типа. В тексте по ссылке этого нигде нет. " Воображение - имеет отношение только к начинке спутников - а не про их реальное наличие на орбите." Именно начинка спутников и имеет отношения к звездопаду -- а сами спутники как раз нет. Например, спутники есть и сегодня, но предполагаемых воображением главного героя -- нет, и никогда не было. И во второй части конкретной информации тоже нет -- откуда и отсутствие у вас ссылок на эту тему. Остальное, простите, комментировать не буду, потому что вы перешли границу невежливости достаточно далеко, чтобы дискуссия с вами на этом закончилась.
              -
              1
              +
              Вы оба спорили о пустяках. Роман Уиндема -- это аллегория, а потому бессмысленно обсуждать биологические, технические и географические частности. Это одно из первых предупреждений искусства о том, что если наука продолжит исполнять все прихоти заказчиков, то рано или поздно это кончится тем, что созданные ими творения сделают людей (включая и своих создателей) практически беспомощными перед собою.
              Possessor Wizallion
              31.01.2023
              -
              -2
              +
              Комментарий удален пользователем или модератором...
                "он про спутники слышал. да не такого типа. но слышал. дальнейший смысл вашего отрывка теряется Так как:" Еще раз, раз вы не поняли: в тексте "Дня триффидов" (любом) нет никаких однозначным указаний на причины ослепления. И вы знаете это -- откуда и нелепые отмазки про "аннотацию, которую вы запомнили" и " но в переводе стругацких 1966г это вырезали." Для справки: текст Уиндема на английском легко доступен: http://www.prirodniskola.cz/media/files/John_Wyndham_-_The_Day_Of_The_Triffids.pdf И там нет того, что пытаетесь приписать ему вы. Там ровно то же самое, что в переводе Стругацких. "Про причины звездопада есть в англ версии. Стругацкий выкинул это из книги при переводе." Скажите, вы когда это писали -- реально не подумали, что в сети есть Уиндэм и на английском? И что вы скажете теперь, когда я дал на него ссылку -- а "выкинутого" там нет и никогда не было? Что теперь еще и из всех изданий на английском этот кусок выкинули, но вы его помните, да?
                Possessor Wizallion
                31.01.2023
                -
                -1
                +
                Комментарий удален пользователем или модератором...
                Еще раз, раз вы не поняли: в тексте "Дня триффидов" (любом) нет никаких однозначных указаний на причины ослепления. И вы знаете это -- откуда и нелепые отмазки про "аннотацию, которую вы запомнили" и " но в переводе стругацких 1966г это вырезали." И в приведенной вами цитате так же нет гни слова об ослеплении спутниками. Ни единого. Я повторю свой вопрос: "Скажите, вы когда это писали -- реально не подумали, что в сети есть Уиндэм и на английском? И что вы скажете теперь, когда я дал на него ссылку -- а "выкинутого" там нет и никогда не было? Что теперь еще и из всех изданий на английском этот кусок выкинули, но вы его помните, да?"
Andrew Scotch
29.01.2023
-
1
+
Сделать новые свинцовые пластины из двух-трёх старых аккумуляторов - не самая сложная задача. Чуть больше возни с электролитом.
    "Чуть" больше? Не опишите ли вы, где и как сделать серную кислоту без существования дальней торговли? В сериале, напомню, ее нет -- даже Вайоминг там недоступная даль.
    Ванечка
    29.01.2023
    -
    1
    +
    Способов получения серной кислоты в домашних условиях довольно много, но самый распространенный "купить в магазине электролит" )) Если делать все "по правде" то поддерживать в рабочем состоянии лошадь куда проще чем автомобиль. А скорости при отсутствии дорог вполне сопоставимые.
Даже до конца не дочитал. Очень много воды и очевидных рассуждений, которые приподносятся так, будто это прям умные мысли какие-то. Вау, идея зомби апокалипсиса из-за грибков нереалистична, какое открытие. Дочитал до места, где начинают про социальную сторону постапокалипсиса рассуждать - тут уж совсем чушь пошла. Да, девочка прям совсем должна как паинька себя вести, она ведь не в приюте в карантинной зоне росла, а в каком-то племени, где за каждое слово могут избить. Да и человеческая психология не так работает - дерзких часто не трогают как раз из за их дерзости. Уж про нож так вообще бред - она же его чисто по приколу в ногу солдату, воткнула, блажь ее такая посетила. Короче, статья ни о чем.
Коля
28.01.2023
-
1
+
На Кубе ездят авто 50-х годов до сих пор. Учитывая сколько в США авто, то перекидывать детали с одной на другую небольшая проблема, там на 100 лет хватит ездить. А бензин бадяжить легко, в Чечне и Дагестане таких заводиков было пруд пруди, не знаю как сейчас, главное была бы нефть. Да, качество будет ужасное и со временем убивает двигатель, но замена двигателя всё решает. А вот по поводу одежды согласен, даже элементарных трусов и носков не будет, только кожаная одежда сохранится.
    "На Кубе ездят авто 50-х годов до сих пор" Вы были на Кубе? Я был. Справочно: на тех же моторах с 50-х годов при серьезных средних пробегах там давным-давно никто не ездит. Более того: на Кубе весьма активные ремонтные мастерские, и промышленность, специализирующаяся на мелкосерином импортзамещении. " Учитывая сколько в США авто, то перекидывать детали с одной на другую небольшая проблема, там на 100 лет хватит ездить" Перекидывать аккумуляторы не получится: даже просто лежа на полке через 20 лет аккумулятор станет рабочим. ". А бензин бадяжить легко, в Чечне и Дагестане таких заводиков было пруд пруди, не знаю как сейчас, главное была бы нефть" Вы просто никогда не сталкивались с нефтеперегонкой, поэтому имеете такое мнение. В реальном мире тот Бензин, что делали в Чечне (но не в Дагестане) был прямогонным, и имел крайне низкое октановое число. Даже несмотря на то, что в него иногда добавляли (пусть и кустарно) присадки, повышающие октановое число. Но в Чечне эти присадки было реально купить (были полуподпольные торговые связи с остальной Россией). А в мире постапа купить их негде: нужные заводы химпрома не работают, а если бы и работали, без дальней торговли от них ничего не получить. "Да, качество будет ужасное и со временем убивает двигатель, но замена двигателя всё решает" Прямогонные бензины имеют октановое число ниже 60 (и до 40: https://oilresurs.ru/news/pryamogonnyy-benzin ). Такой бензин убьет современный (не от Форда-Т) мотор не со временем, а практически сразу. Менять моторы придется раз в несколько дней. Прямо посреди поездки. Наверное дико удобно, да? Посреди толп инфицированных, вне карантинной зоны искать машину той же марки. Снимать с нее движок. Ставить на свою. И так далее.
    +
      ещё комментарии
      Коля
      29.01.2023
      -
      2
      +
      Присадки не что иное как простой спирт, а его произвести проще пареной репы. Ещё недавно все авто ездили на 76-м бензине и догнать октановое число с 60 до 76 не такая большая проблема. 76-й убрали по сути не из-за плохого качества и что убивает двигатели, а из-за зелёных, потому что было много выбросов. Но ездить на нём можно без проблем. Сделать кустарный аккумулятор тоже не вижу проблем, там нет высоких технологий.
        Присадки в современно бензине -- это, очень часто, никак не "простой спирт". Это ферроцен (Fe(C5H5)2) и его производные. Сложная штука, за открытие которой дали нобелевскую премию. Еще МТБЭ, но и это ни разу не простой продукт (и не спирт). Чтобы добиться такого же повышения октанового числа спиртом, его надо добавить в топливо немало --- причем, внимание, спирт должен содержать исчезающе малое количество сивушных масел. "а его произвести проще пареной репы" Это самогон произвести без цивилизации проще пареной репы. Нужной чистоты спирт в серьезных объемах -- уже нет. "Ещё недавно все авто ездили на 76-м бензине" Более трети века назад -- это не недавно. Авто ездили на нем только потому, что имели совсем другую степень сжатия. У современных моторов она выше -- 76-й и тот их быстро убьет. 40-60-й -- почти сразу. "6-й убрали по сути не из-за плохого качества и что убивает двигатели, а из-за зелёных, потому что было много выбросов. " Его убрали потому, что он не годится для моторов с современной степенью сжатия. Нельзя на нем с их помощью ездить без проблем. Никак. "Сделать кустарный аккумулятор тоже не вижу проблем, там нет высоких технологий." Вы не видите их только потому, что никогда не пробовали получать серную кислоту самостоятельно, без существования сетей дальней торговли. Я уже отмечал, что такой торговли в мире сериала нет.
          Коля
          30.01.2023
          -
          0
          +
          Все современные открытия в области топлива исключительно для снижения выбросов, не более. Может тачки 2020 года и будут глохнуть на 76-м, но в США полно авто 80-90 годов, которые без проблем будут ездить на таком бензине. На том же самом метаноле могут ездить. Ну а серную кислоту получили по-моему в 17-м веке. А вы представляете общество таким тупым, что оно не способно повторить открытия 17-18-19 веков.
            "Все современные открытия в области топлива исключительно для снижения выбросов, не более." Вы нескольку упрощаете, потому что повышение степени сжатия ведет к росту КПД бензинового ДВС, Т.е. без антидетонационных присадок топливная эффективность была бы много хуже, чем она есть. " Может тачки 2020 года и будут глохнуть на 76-м, но в США полно авто 80-90 годов, которые без проблем будут ездить на таком бензине" Нет, не будут. То, что в США выпускалось аж с 1970-х -- все имеет нормальным топливо не ниже, чем 87-е октановое число (Regular). То есть на 76-м там не поездишь долго. И уж тем более не поездишь на прямогонном бензине (40-60). На том вообще только Форд-Т и подобное сможет ездить серьезное время. "На том же самом метаноле могут ездить." Современная машина без переоборудования на метаноле не поедет. Без химпрома чистый метанол не сделать. "Ну а серную кислоту получили по-моему в 17-м веке" Вот только получали ее в мире, где дальняя торговля была доступна. А в мире сериала ее нет -- и достать серу и проч. без дальней торговли не получится. "А вы представляете общество таким тупым, что оно не способно повторить открытия 17-18-19 веков." Без дальней торговли, безусловно, повторить лабораторию XVII века не получится. Не будет нужной широты ассортимента.
Так что это только в америке было?
Денис Глюк
27.01.2023
-
1
+
В сериале концепция красивая, не поспоришь. Только кордицепс никак мозг насекомого не затрагивает, вам перед тем как это писать, стоило бы научными исследованиями поинтересоваться чуть чуть, они со времён игры очень далеко ушли..
Serjo Djachkowski
27.01.2023
-
3
+
Есть паразиты грибные у муравьёв и у саранчи. Entomophtora но, сама эпидемия начинается когда идёт вспышка популяции, далее расстояние между насекомыми уменьшается. Заражённые особи стараются забраться на стебли, что бы заразить как можно больше сородичей спорами, далее идёт уменьшение популяции. Расстояние между особями становится большое, и эпидемия затухает на 7-9 лет до очередной вспышки численности насекомых. https://en.wikipedia.org/wiki/Entomophthorales
Zhe Sh
27.01.2023
-
1
+
Понятно, что в реальном пост-апокалипсисе никакие авто и прочие архитектурные излишества невозможны, и технологический уровень выживших остатков человечества должен радикально снизиться. Вопрос - на сколько? До состояния неолита? Бронзового века? Железного? Мне кажется, вряд ли. Все-таки накоплено немало знаний, а знания - сила. Имхо, при наличии хотя бы миллиона трудоспособных людей можно было бы поддерживать технологии где-то на уровне позднего средневековья. Т.е. у добросовестного кинопродюсера в "Mad Max" персонажи должны были бы скакать на лошадях, стреляя на ходу из пищалей и аркебуз :)
-
3
+
Заболевания, вызывающие повышенную агрессивность и, тем более, желание убивать, по логике должны сами собой затухать, так как зараженные группы будут вырождаться из-за внутригруппового насилия. Индивидуальные средства защиты от грибковых инфекций проще и эффективнее, чем против бактериальных и тем паче вирусных. Не пораженные инфекцией силовики быстро перебьют всех заболевших (включая своих коллег) и уничтожат источник заразы.
-
2
+
В целом соглашусь, но неужели автор действительно не понял, почему Элли в игре и в сериале напала на задержавший их патруль? Если без спойлеров, то: её могли пристрелить на месте, если бы она ничего не предприняла. И удар был в ногу, потому что стоя на коленях тяжело дотянуться до горла...
    Ванечка
    28.01.2023
    -
    1
    +
    Просто автор пк-боярин, а не сони-бой и в ластуху не играл 😉 А вообще с такими глубокими познаниями в ножевых и огнестрельных сражаться только в инфополе немного мелковато. Впрочем и это можно понять. Не нужно выдающихся способностей к анализу чтоб сделать определенные выводы и перестать бить пяткой себя в грудь.
    +
      ещё комментарии
      "А вообще с такими глубокими познаниями в ножевых и огнестрельных сражаться только в инфополе немного мелковато. Впрочем и это можно понять." Простите, а у вас откуда объективка на то, где и чем автор за жизнь занимался? ЦРУ с КГБ снабдило? Или вы строите догадки на совсем ровном месте?
        Ванечка
        28.01.2023
        -
        1
        +
        ЦРУ с КГБ снабдило
        Ну зачем же привлекать столь серьезные организации достаточно почитать ваш бложек да ответы на коменты. Так что если кто и снабдил так это вы сами. И совсем нетрудно догадаться что речь не обо всей вашей жизни, а о текущей ситуации длиной примерно в год.
    "но неужели автор действительно не понял, почему Элли " Атаковать с колен в шею ножом -- вариант (хотя и весьма малореальный) куда надежнее, чем надеяться на то, что после атаки его в ногу: а) солдат тебя не пристрелит б) за тебя впряжется в смертельно опасный бой чужой тебе человек.
Vladimir Bezhan
27.01.2023
-
1
+
У них не просто машины ездят, а вертолеты летают (видите над городом?) В фильме говорят, что где-то патроны и вроде и лекарства делают. Так что, может, и топливо бодяжат