Выяснилось, почему подростки не любят читать классику — Naked Science
8 минут
ТюмГУ
17

Выяснилось, почему подростки не любят читать классику

4.1

Ученые из ТюмГУ показали, почему подростки не любят читать классическую литературу. Одна из причин — распространение гаджетов, восприятие текста с которых способствует фрагментарному чтению. Но есть и другие, более важные, факторы.

Выяснилось, почему подростки не любят читать классику / ©молодежь.екатеринбург.рф

Ситуация в области подросткового чтения в России и мире давно характеризуется, как кризисная: читают мало, прочитанное понимают плохо. Среди причин чаще всего называют визуализацию культуры и распространение «экранных» носителей информации, восприятие текста с которых провоцирует скользящее, фрагментарное чтение. Специалисты, однако, считают преувеличением сведение проблемы «дефектного» восприятия текста и низкого интереса к чтению у подростков только лишь к влиянию современных устройств.

«Изучение истории чтения в России убеждает в том, что «скользящее», неглубокое чтение – проблема далеко не новая, возникшая в эпоху гаджетов и интернета, – сообщила профессор кафедры русской и зарубежной литературы ТюмГУ Татьяна Обласова. – А если говорить о читательских предпочтениях, то исследования в области социологии чтения доказывают: современный школьник-читатель мало чем отличается от сверстников, живших 150 лет назад. Юных читателей по-прежнему увлекает фантастика, необычные обстоятельства, событийность, детективность, наличие приключенческого элемента, яркий герой, и совсем не привлекают душевные и физические страдания, нравственные искания и смерть».

Проанализировав исследования в области психологии и социологии чтения, психолингвистики и литературоведения, специалисты ТюмГУ пришли к выводу, что объяснения феномену следует искать в разных причинах. В первую очередь, в общих закономерностях восприятия художественного текста. Как установлено психолингвистикой, влияние на восприятие текста оказывает как прошлый субъективный опыт личности, так и потребности, мотивы и цели, которые побудили человека обратиться к этому тексту.

Вторая причина — возрастные особенности. «Возрастной эгоцентризм провоцирует сосредоточенность подростков на сюжетно-событийной стороне произведения и определенных темах – любви, самореализации – в ущерб эстетической составляющей и авторской концепции, а в классическом произведении именно две последних являются наиболее значимыми.

Отсутствие динамичного сюжета и яркого положительного героя как бы обесцвечивают текст для подростка. При этом последний настроен на отыскивание в тексте исключительно «своего», близкого, знакомого, которое и опознается как понятное, в отличие от «нового». Объем же опознанного как «свое» зачастую ограничен, поскольку находится в зависимости от объема и содержания личностного опыта подростка», – пояснила Татьяна Обласова.

При этом механизм превращения прочитанного в полезный личностный капитал остается непонятным школьнику: ведь классическая литература не дает образцов для подражания и однозначных рецептов счастья, не предполагает идентификации читателя с положительным героем, дающей, пусть иллюзорное, но психологически комфортное ощущение собственной значимости, такое важное в этом возрасте.

И даже сиюминутной пользы в виде эстетического удовольствия от погружения в художественный мир классического произведения подростки испытать не могут. Следует учитывать и то, что само чтение объемных классических текстов в эпоху скоростей и больших объемов информации воспринимается, скорее, как излишество, чем необходимость. Потому, по мнению специалистов ТюмГУ, нелюбовь подростков к классическим произведениям естественна и нормальна.

Таким образом, успех приобщения школьников к русской классике зависит не только от качества обучения ее чтению в школе, но и от целого ряда других факторов: обогащения личностного опыта обучающихся в целом, развития мышления, готового к постижению нового и «другого» и преодоления замкнутости.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Вчера, 12:51
39 минут
Александр Березин

В июне 2020 года канадские астрономы рассчитали, что в Млечном Пути может быть пять миллиардов планет, похожих на Землю и вращающихся вокруг звезд, похожих на Солнце. Однако это лишь видимая часть айсберга обитаемых планет. Дело не только в том, что вокруг звезд других типов их больше: и сами условия на экзопланетах в других системах могут быть куда благоприятнее для жизни, чем у нас с вами. Попробуем понять почему.

Вчера, 10:05
2 минуты
Sergei Sobol

Обращаете внимание, какой творческий подход проявляют дизайнеры при создании электрических мотоциклов? Каждый из них уникален своими особенностями, и наш сегодняшний фаворит – концептуальный электрический байк BMW Motorrad – не исключение. Он создан дизайнером из Валенсии Яго Валино (Iago Valino), вдохновившимся кастомными мотоциклами мастерской El Solitario. А эстетика байка навеяна культовыми мотоциклами Ural, в которые советские инженеры добавили собственный взгляд на традиции BMW.

9 часов назад
4 минуты
Ольга Иванова

К такому выводу пришли ученые из Японии и США. Они выяснили, что грызуны и свиньи способны использовать кишечник для дыхания, подобно некоторым морским организмам. Такие наработки в условиях стационара, возможно, даже могли бы помочь людям, частично утратившим способность дышать легкими.

Вчера, 12:51
39 минут
Александр Березин

В июне 2020 года канадские астрономы рассчитали, что в Млечном Пути может быть пять миллиардов планет, похожих на Землю и вращающихся вокруг звезд, похожих на Солнце. Однако это лишь видимая часть айсберга обитаемых планет. Дело не только в том, что вокруг звезд других типов их больше: и сами условия на экзопланетах в других системах могут быть куда благоприятнее для жизни, чем у нас с вами. Попробуем понять почему.

Вчера, 10:05
2 минуты
Sergei Sobol

Обращаете внимание, какой творческий подход проявляют дизайнеры при создании электрических мотоциклов? Каждый из них уникален своими особенностями, и наш сегодняшний фаворит – концептуальный электрический байк BMW Motorrad – не исключение. Он создан дизайнером из Валенсии Яго Валино (Iago Valino), вдохновившимся кастомными мотоциклами мастерской El Solitario. А эстетика байка навеяна культовыми мотоциклами Ural, в которые советские инженеры добавили собственный взгляд на традиции BMW.

14 мая
2 минуты
Илья Ведмеденко

Как следует из обнародованных материалов, дальность действия перспективной американской системы гиперзвукового оружия Long Range Hypersonic Weapon превышает 2775 километров.

25 апреля
17 минут
Александр Березин

На этой неделе СМИ выдали новость, от которой можно впасть в шок: «Ранее из России уезжало около 14 тысяч исследователей [в год], теперь — 70 тысяч». Мы внимательно разобрались в ситуации и вынуждены отметить, что ничего подобного не было и нет. В реальности речь вовсе не об ученых и даже не о высококвалифицированных специалистах. Проблемы с учеными в России есть. Но в этом случае речь идет не о них, а о том, что отдельные бывшие комсомольские вожаки, удачно устроившиеся в РАН, перепутали утечку мозгов из России с отъездом из нее гастарбайтеров. Разбираемся, как это у них получилось.

23 апреля
11 минут
Василий Парфенов

Действующий глава NASA в рамках общения с прессой ответил на ряд вопросов, касающихся недавних заявлений российских политиков и главы «Роскосмоса» о скором отказе от собственного сегмента МКС. Администратор заверил всех, что агентство находится в хороших отношениях с Россией, а также поделился информацией о согласовании обмена местами для астронавтов и космонавтов в пилотируемых миссиях двух стран.

24 апреля
9 минут
Мария Азарова

Американские ученые показали обратную связь всех конечных точек смертности с содержанием омега-3-полиненасыщенных жирных кислот. Согласно их выводам, более высокие уровни некоторых основных ПНЖК в тканях и крови могут снижать вероятность смерти от всех причин в среднем на 13% и в итоге замедлять процесс старения.

[miniorange_social_login]

Комментарии

17 Комментариев

Обращаюсь к преподавателям Тюменского гос. университета: В.П. Крапивин также считал, что классике нужно отводить меньше места в школе?
-
0
+
Если специалисты пришли к такому правильному выводу, то составителям школьной программы по литературе стоило бы к ним прислушаться и полностью изменить список изучаемых в школе произведений. Школе не нужна классика. Школа должна приучить ребёнка и подростка к осознанному чтению, к умению делать анализ прочитанного и формировать собственное мнение. Классика НЕ способствует этим задачам, потому что нашпигована психологией, которую дети и подростки не воспринимают в силу недоразвития мозга. Литературу следовало бы преподавать на современных увлекательных произведениях, от прочтения которых невозможно оторваться. Что-то из фэнтези, фантастики, современных приключений, где герой добр, силён и побеждает все трудности. Такие произведения дадут детям любовь к чтению, и в результате, в расцвете лет и в расцвете мышления, ближе к 40-ка годам, уже взрослые люди сами захотят читать классическую литературу. Современная же школа отваживает от классики напрочь.
-
0
+
Все просто. Зачем современному подростку, который взрослеет гораздо позже, читать классику? Многие классические произведения становятся понятны в зрелом возрасте, когда человек "жизнь немного познал". Ныне подросток в 16 лет ( основная часть) это не самостоятельный человек, современное общество ограждает его от многих проблем, не дает "понюхать пороха жизни". Да и не только подростков, но и часть взрослого населения
-
0
+
Как подросток из СССР уверено заявляю нам в общей массе детей-подростков классика люто не нравилась.
-
0
+
В этом возрасте нужно что-нибудь попроще читать - Донцову, Акунина, Фенимора Купера, и т.д. А уж после, в период студенчества (если такой будет), можно приниматься и за русскую классику. А в подростковом возрасте она (классика) просто не заходит. Я лично пробовал читать ее подростком, все равно почти ничего не понял. И совсем другое дело - студентом или под 40-50. Это только потеря времени - сейчас давать детям классику. Хотя, разумеется, есть исключения, только подтверждающие правило. В пубертате можно давать им "Ромео и Джульетту" и т.п. волнительные истории, которые будут им близки и понятны.
    14.09.2020
    -
    2
    +
    Классику дают в школе чтобы ее прочитали, ведь потом уже не заставишь )) Впрочем "Герой нашего времени" вполне себе интересное чтение, хоть мотивы вселенской тоски Печорина уже не слишком понятны. Какой-нибудь "Дубровский" теперь классика, а для своего времени был развлекательной историей про любовь и разбойников. Вот Толстой и Достоевский пожалуй трудноваты для восприятия в подростковом возрасте.
    +
      ещё комментарии
      14.09.2020
      -
      0
      +
      Герой нашего времени - в точку) ещё Мастер и Маргарита прочитал три раза, пока не заставили читать в рамках школьной программы)
        14.09.2020
        -
        0
        +
        Тот же Толстой, прекрасный фантаст. Гиперболоид чистый боевик, да и остальные произведения не менее динамичны
          14.09.2020
          -
          1
          +
          Это был другой Толстой )) Лев Николаевич писал про Войну и мир, гиперболоид это Алексей Николаевич. Но и Алексей Константинович давал стране угля - его "Князь Серебрянный" был прочитан в школе вполне добровольно. Что до Акунина так у него вышла недавно "Мiр и война" надо глянуть чего он смог противопоставить классике))
            14.09.2020
            -
            0
            +
            Судя по отзывам на его "Историю", он к сожалению ушёл из исторической фантастики, пытался в настоящую. Но глянуть действительно интересно
              14.09.2020
              -
              0
              +
              Кстати вселенская печаль Печорина мне понятна, прошла примерно к 40)
                -
                0
                +
                Это сейчас называется "кризис среднего возраста", тогда сей термин был неизвестен. Тогда были в ходу определения - "сплин", "хандра", "расслабление ума".
      -
      0
      +
      Печорину нечего делать кроме как воевать.
        -
        0
        +
        Да, согласен, ГНВ вряд ли зайдет подросткам, хотя вроде и экшена полно, и любви, и приключений. Какой-то Печорин на самом деле лишний, ненужный. У подростка и так полно своих комплексов, а тут еще и про чужие читать.
      -
      0
      +
      Толстой и Достоевский - это целые галактики, у них можно найти что угодно, от эпосов до анекдотов. К примеру, подросткам может понравиться вот что - "Набег", Рубка леса" - короткие рассказы, полно экшена. "Казаки" - замечательная короткая повесть, о неразделенной любви, сословных перегородках, природе, охоте, и все это на фоне прифронтовой полосы и погони за бандитами. Просто замечательно, читается на одном дыхании в любом возрасте. "Севастопольские рассказы" легко читаются в любом возврасте, в т.ч. и в пубертате. Небольшой объем, гениальное содержание. Толстой входит в так называемый "Западный канон" Гарольда Блума (одноименная книга) - список 26 авторов мирового значения, знать которых необходимо каждому культурн чел-ку. Но вот объемные вещи Толстого вряд ли зайдут подростку - "Война и мир", "Анна Каренина", и т.д. Это нужно читать уже ближе к 30-40-50. И перечитывать лет через 10, периодически. "Войну и мир" вообще не понимаю как можно осилить в рамках школьной программы вообще, я лично ее перечитывал уже раза 3, лет через 10 каждый раз, и это занимало каждый раз месяца 4 (с перерывами на работу и прочие дела, есссно). Достоевского читать тяжело, у него надрывный истерический стиль, произведения его чаще всего объемны. За каким-то чертом в школ программу включают самые нудные его произведения - "Прест-е и наказание", например. Хотя у него есть вещи покороче и поинтереснее. Для подростков я бы рекомендовал короткую повесть "Игрок" - любовь, карты, деньги, динамизм, чувства и т.д. Если хочется еще что-то, можно продолжить "Бесами" - динамизма там тоже вагон. А уж если понравилось, рекомендую "Братья Карамазовы", но это уже постарше в возрасте.
    14.09.2020
    -
    1
    +
    Гамлет тоже хорошо попрет - такое мочилово что Акунин с Донцовой отдыхают :) Ну а фантастику зря пинают, это просто инерция мышления литературоедов, лучшие образцы жанра содержат и любовь и страдания и этические проблемы. Плюс отражают современный мир, наполненный технологиями и дают возможность экспериментировать с такими нравственными выборами которые классикам и не снились.

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: