Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.11.2024
Полина Меньшова
16
3 031

Люди спутали ИИ-поэзию со стихами классиков и оценили ее выше

5.4

Генеративные, то есть создающие некий контент модели искусственного интеллекта научились имитировать человеческую речь, писать художественные произведения, рисовать рекламные ролики, решать задачи по программированию и многое другое. Однако по качеству работы их все же достаточно легко было отличить от людей. Исследователи из США опубликовали результаты первого эксперимента, в котором люди не просто не смогли разграничить стихи англоязычных поэтов и ИИ-поэзию, но и оценили машинное искусство выше человеческого.

Люди не отличили стихи, написанные нейросетью, от произведений классической и современной поэзии
Люди не отличили стихи, написанные нейросетью, от произведений классической и современной поэзии / © Изображение сгенерировано с помощью imagine.art

Языковые модели для общения с человеком или создания текстов на естественных языках стремительно развиваются. Согласно последним исследованиям, искусственный интеллект начал врать и манипулировать собеседником, хотя алгоритм запрещал ему это делать, а бот ChatGPT-4 смог пройти пятиминутный тест Тьюринга — в 54% случаев убедить участников эксперимента, что они общаются с человеком, а не с компьютером.

Специалисты из Питтсбургского университета провели исследование, в результате которого люди впервые спутали стихи, сгенерированные искусственным интеллектом, с творчеством английских и американских поэтов-классиков. Научную статью об этом опубликовал журнал Scientific Reports.

Исследование включало в себя два эксперимента. В первом из них 1634 взрослых случайным образом распределили между 10 английскими и американскими поэтами. Это были представители как классической, так и современной литературы: Джеффри Чосер, Уильям Шекспир, Сэмюэл Батлер, Джордж Гордон Байрон, Уолт Уитмен, Эмили Дикинсон, Томас Стернз Элиот, Аллен Гинзберг, Сильвия Плат и Доротея Ласки.

Участникам эксперимента в случайном порядке показывали 10 стихотворений, пять из которых были написаны одним из поэтов, а пять — моделью ChatGPT3.5 «в стиле этого поэта». Люди предполагали, человек ли, по их мнению, создал каждое стихотворение, оценивали свою уверенность в ответе по шкале от 0 до 100 и по желанию аргументировали мнение. Кроме того, они сообщили демографическую информацию о себе, в том числе рассказали, интересуются ли поэзией и хорошо ли в ней разбираются.

Во втором эксперименте участвовали 696 участников, которым показывали одни и те же пять ИИ-стихотворений и пять работ настоящих поэтов. При этом одной группе говорили, что все тексты написал человек, второй — что их сгенерировала ChatGPT3.5, а третьей группе не говорили ничего. Участники исследования должны были поставить каждому стихотворению оценку по семибалльной шкале от «крайне плохо» до «чрезвычайно хорошо» по следующим критериям:

— формальные качества (ритм, рифма),

— эмоциональная составляющая (передает ли стихотворение какую-то эмоцию, трогает ли),

— креативность (оригинальность, остроумие),

— эстетические особенности (красота, лиризм),

— глубина (степень, в которой стихотворение раскрывает некую тему).

Согласно результатам экспериментов, люди были склонны машинную поэзию считать человеческой, и наоборот. При этом более высокие оценки по форме, содержанию и другим критериям получали в основном ИИ-произведения. Если раньше поэзия была одной из сфер, в которых искусственный интеллект было сложно перепутать с человеком, то теперь возможности генеративных моделей значительно расширились.

Когда люди оценили качество прочитанных стихов, первые пять позиций заняли тексты, сгенерированные ChatGPT3.5 / © Brian Porter et al., Scientific Reports
Когда люди оценили качество прочитанных стихов, первые пять позиций заняли тексты, сгенерированные ChatGPT3.5 / © Brian Porter et al., Scientific Reports

Исследователи предположили, что ошибочное отнесение классических и современных стихов к машинному творчеству, а текстов ИИ — к работам людей связано с тем, что ожидания участников эксперимента от языковых моделей не соответствуют действительности. По словам респондентов, сложность стихов, написанных человеком, они принимали за бессвязность искусственного интеллекта, а относительную простоту и ясность контента ИИ — за отличительную особенность текста, который не может быть написан компьютером.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Журналист, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор медиа о русском языке «Изборник». Специализируется на популяризации лингвистики, психологии, нейробиологии и медицины.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 14:58
Александр Березин

До сих пор ученые считали, что величайшую из женщин — фараонов Египта после смерти подвергли «культурной отмене»: ее статуи разбивали, имя вычеркивали из надписей, обелиски засыпали песком. Цзюнь И Вон из Университета Торонто (Канада) подверг сомнению это утверждение, но и в его гипотезе остаются вопросы.

Позавчера, 17:37
Игорь Гришков

Археологи построили копию каноэ каменного века и успешно переплыли на нем от Тайваня до Японии. Эксперимент, подкрепленный компьютерным моделированием, подтвердил, что древние люди могли совершать сложные морские путешествия, преодолевая одно из самых сильных океанских течений в мире.

6 часов назад
Елена Авдеева

Международная группа исследователей установила причину возникновения пятилучевого строения иглокожих, что долгое время не давало покоя палеонтологам. Ученые проанализировали окаменелые остатки самого древнего (500 миллионов лет) представителя этого типа беспозвоночных, чтобы понять, как сформировался уникальный тип симметрии тела современных морских звезд.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

25 июня
Елена Авдеева

Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.

25 июня
Evgenia Vavilova

Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

16 Комментариев
Dron N
16.11.2024
-
0
+
Это исследование на древней и примитивной 3.5, правда, на английском, стихи на котором она лучше пишет. Сейчас бы с новыми моделями результаты ещё интереснее были бы. Кстати, для русского языка со стихами лучше справляется Claude Sonnet, хотя и другие уже не полную околесицу выдают, а среднюю, так скажем. Я хоть и высоко оцениваю возможности и перспективы нейросетей, но стихи стихам рознь. Можно хорошо подбирать рифмы и вписываться в размер (для русского сейчас это 50/50, но после небольшого диалога обычно исправляет и вообще ситуация улучшается). Но стихи это не только рифмованные строки, пусть и со смыслом даже. Это юбиляру на 60-летие хорошо такие писать и всё нормально пройдёт, типа, стихи же. А вот что-то более глубокое, передающее именно личные переживания и эмоции можно имитировать, да, иногда вполне успешно, но это ещё не совсем то. И если нейросеть никто не обучал на стихах Маяковского, например, то вот как она придумает его неповторимый стиль? Никак не придумает пока. Но это не значит, что такое невозможно в перспективе, просто другие методы надо задействовать. В конце концов между ушами у нас тоже нейросеть, а не приёмник для божественного вдохновения.
    Naked  Scientist
    16.11.2024
    -
    0
    +
    Комментарий удален пользователем или модератором...
    +
      ещё комментарии
      Dron N
      12.12.2024
      -
      0
      +
      Naked, поставлю напоминалку на 2045-й год, чтобы не забыть слиться :). Но если серьёзно, мы сейчас не может представить что будет при таком развитии, сингулярность. Может загрузка сознания в облако, что породит массу вопросов, включая то, а что такое человек вообще. Да, согласен, сейчас мы это биология и эмоции наши определяются в основном ею. Может победим, может наоборот кому-то захочется прокачать эту тему на максимум. Очень сложно делать прогнозы.
Zhe Sh
14.11.2024
-
1
+
Это абсолютно логично, я всегда говорил, что первой жертвой ИИ станет именно искусство. Поэты, писатели, драматурги тысячи лет пишут по сути об одном и том же, лишь адаптируя извечные темы и сюжеты под свою современность, ее язык, нравы, традиции. Поэтому для LLM литература - просто идеальный объект для имитации.
    Zhe, вы, видимо, пропустили последний абзац совсем. Впрочем, неудивительно: тезисы вида "через 20 лет везде будет один телевизор" всегда были весьма популярны в начале развития той или иной технологии. На практике никаких серьезных писателей эта штука не затронет вообще никогда.
    +
      ещё комментарии
      Naked  Scientist
      15.11.2024
      -
      -1
      +
      Комментарий удален пользователем или модератором...
        Naked, в статье речь о нейросети. Сильный ИИ не будет нейросетью, поскольку нейросетью не является интеллект естественный. Поэтому да, абсолютно серьезно. "И потом, а как же сингулярность?" Никак. Ее не будет. " Курцвейл, компьютрониум, 2045 год. Биоцифровая конвергенция, слияние всего со всем и огромное Я в центре мироздания, вместо множества досадных Мы с их вечной разностью мнений и прочим либерализмом... Я лично за диктатуру, тотальную уравниловку и вселенский марксизм. " Надо лечить голову.
      Zhe Sh
      16.11.2024
      -
      0
      +
      Ну, например, лошади и паровозы как транспортные средства действительно были полностью вытеснены новыми технологиями, так что тезис про "телевизор" иногда-таки работает) Но в данном случае речь не об этом. Искусство не имеет объективной ценности, а только лишь исключительно субъективную. Кроме того, неотъемлемой частью любого произведения искусства является контекст, в котором оно создавалось. В этом смысле два идентичных текста, написанных разными авторами, являются, по сути, разными текстами (см. "Пьер Менар, автор "Дон Кихота"", Х.Л.Б). А тексты, созданные живым автором и ИИ, очевидно, вообще соотносятся примерно как подлинная картина Рембрандта и подделка под него. Такое полотно может годами висеть в Лувре, и все будут видеть в нем неоспоримый шедевр, но потом продвинутая экспертиза обнаруживает подлог, картину прячут в запасники, и все о ней забывают. В литературе неотличимые от "настоящих" текстов имитации ИИ, вероятнее всего, приведут примерно к той же ситуации, что сложилась в современных шахматах, где все подозревают друг друга в "читерстве" с использованием компьютерных программ, играющих лучше людей. Причем если ту же подделанную картину ещё можно "разоблачить" техническими средствами, поскольку у нее есть материальный носитель, то текст - объект виртуальный, его не просветишь рентгеном, не проанализируешь химически и т.п. Т.о. будущий читатель никогда не будет уверен, что́ перед ним - действительно "настоящая" глубокая литература, выстраданная автором, или "бессмысленная" поделка очередной продвинутой LLM. И в этот момент литература в прежнем смысле перестанет существовать.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно