Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.11.2024
Полина Меньшова
16
3 031

Люди спутали ИИ-поэзию со стихами классиков и оценили ее выше

5.4

Генеративные, то есть создающие некий контент модели искусственного интеллекта научились имитировать человеческую речь, писать художественные произведения, рисовать рекламные ролики, решать задачи по программированию и многое другое. Однако по качеству работы их все же достаточно легко было отличить от людей. Исследователи из США опубликовали результаты первого эксперимента, в котором люди не просто не смогли разграничить стихи англоязычных поэтов и ИИ-поэзию, но и оценили машинное искусство выше человеческого.

Люди не отличили стихи, написанные нейросетью, от произведений классической и современной поэзии
Люди не отличили стихи, написанные нейросетью, от произведений классической и современной поэзии / © Изображение сгенерировано с помощью imagine.art

Языковые модели для общения с человеком или создания текстов на естественных языках стремительно развиваются. Согласно последним исследованиям, искусственный интеллект начал врать и манипулировать собеседником, хотя алгоритм запрещал ему это делать, а бот ChatGPT-4 смог пройти пятиминутный тест Тьюринга — в 54% случаев убедить участников эксперимента, что они общаются с человеком, а не с компьютером.

Специалисты из Питтсбургского университета провели исследование, в результате которого люди впервые спутали стихи, сгенерированные искусственным интеллектом, с творчеством английских и американских поэтов-классиков. Научную статью об этом опубликовал журнал Scientific Reports.

Исследование включало в себя два эксперимента. В первом из них 1634 взрослых случайным образом распределили между 10 английскими и американскими поэтами. Это были представители как классической, так и современной литературы: Джеффри Чосер, Уильям Шекспир, Сэмюэл Батлер, Джордж Гордон Байрон, Уолт Уитмен, Эмили Дикинсон, Томас Стернз Элиот, Аллен Гинзберг, Сильвия Плат и Доротея Ласки.

Участникам эксперимента в случайном порядке показывали 10 стихотворений, пять из которых были написаны одним из поэтов, а пять — моделью ChatGPT3.5 «в стиле этого поэта». Люди предполагали, человек ли, по их мнению, создал каждое стихотворение, оценивали свою уверенность в ответе по шкале от 0 до 100 и по желанию аргументировали мнение. Кроме того, они сообщили демографическую информацию о себе, в том числе рассказали, интересуются ли поэзией и хорошо ли в ней разбираются.

Во втором эксперименте участвовали 696 участников, которым показывали одни и те же пять ИИ-стихотворений и пять работ настоящих поэтов. При этом одной группе говорили, что все тексты написал человек, второй — что их сгенерировала ChatGPT3.5, а третьей группе не говорили ничего. Участники исследования должны были поставить каждому стихотворению оценку по семибалльной шкале от «крайне плохо» до «чрезвычайно хорошо» по следующим критериям:

— формальные качества (ритм, рифма),

— эмоциональная составляющая (передает ли стихотворение какую-то эмоцию, трогает ли),

— креативность (оригинальность, остроумие),

— эстетические особенности (красота, лиризм),

— глубина (степень, в которой стихотворение раскрывает некую тему).

Согласно результатам экспериментов, люди были склонны машинную поэзию считать человеческой, и наоборот. При этом более высокие оценки по форме, содержанию и другим критериям получали в основном ИИ-произведения. Если раньше поэзия была одной из сфер, в которых искусственный интеллект было сложно перепутать с человеком, то теперь возможности генеративных моделей значительно расширились.

Когда люди оценили качество прочитанных стихов, первые пять позиций заняли тексты, сгенерированные ChatGPT3.5 / © Brian Porter et al., Scientific Reports
Когда люди оценили качество прочитанных стихов, первые пять позиций заняли тексты, сгенерированные ChatGPT3.5 / © Brian Porter et al., Scientific Reports

Исследователи предположили, что ошибочное отнесение классических и современных стихов к машинному творчеству, а текстов ИИ — к работам людей связано с тем, что ожидания участников эксперимента от языковых моделей не соответствуют действительности. По словам респондентов, сложность стихов, написанных человеком, они принимали за бессвязность искусственного интеллекта, а относительную простоту и ясность контента ИИ — за отличительную особенность текста, который не может быть написан компьютером.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Журналист, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор медиа о русском языке «Изборник». Специализируется на популяризации лингвистики, психологии, нейробиологии и медицины.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 14:58
Александр Березин

До сих пор ученые считали, что величайшую из женщин — фараонов Египта после смерти подвергли «культурной отмене»: ее статуи разбивали, имя вычеркивали из надписей, обелиски засыпали песком. Цзюнь И Вон из Университета Торонто (Канада) подверг сомнению это утверждение, но и в его гипотезе остаются вопросы.

2 часа назад
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

Вчера, 09:47
Авдей Палиш

Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

25 июня
Елена Авдеева

Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.

25 июня
Evgenia Vavilova

Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

16 Комментариев
Dron N
16.11.2024
-
0
+
Это исследование на древней и примитивной 3.5, правда, на английском, стихи на котором она лучше пишет. Сейчас бы с новыми моделями результаты ещё интереснее были бы. Кстати, для русского языка со стихами лучше справляется Claude Sonnet, хотя и другие уже не полную околесицу выдают, а среднюю, так скажем. Я хоть и высоко оцениваю возможности и перспективы нейросетей, но стихи стихам рознь. Можно хорошо подбирать рифмы и вписываться в размер (для русского сейчас это 50/50, но после небольшого диалога обычно исправляет и вообще ситуация улучшается). Но стихи это не только рифмованные строки, пусть и со смыслом даже. Это юбиляру на 60-летие хорошо такие писать и всё нормально пройдёт, типа, стихи же. А вот что-то более глубокое, передающее именно личные переживания и эмоции можно имитировать, да, иногда вполне успешно, но это ещё не совсем то. И если нейросеть никто не обучал на стихах Маяковского, например, то вот как она придумает его неповторимый стиль? Никак не придумает пока. Но это не значит, что такое невозможно в перспективе, просто другие методы надо задействовать. В конце концов между ушами у нас тоже нейросеть, а не приёмник для божественного вдохновения.
    Naked  Scientist
    16.11.2024
    -
    0
    +
    Комментарий удален пользователем или модератором...
    +
      ещё комментарии
      Dron N
      12.12.2024
      -
      0
      +
      Naked, поставлю напоминалку на 2045-й год, чтобы не забыть слиться :). Но если серьёзно, мы сейчас не может представить что будет при таком развитии, сингулярность. Может загрузка сознания в облако, что породит массу вопросов, включая то, а что такое человек вообще. Да, согласен, сейчас мы это биология и эмоции наши определяются в основном ею. Может победим, может наоборот кому-то захочется прокачать эту тему на максимум. Очень сложно делать прогнозы.
Zhe Sh
14.11.2024
-
1
+
Это абсолютно логично, я всегда говорил, что первой жертвой ИИ станет именно искусство. Поэты, писатели, драматурги тысячи лет пишут по сути об одном и том же, лишь адаптируя извечные темы и сюжеты под свою современность, ее язык, нравы, традиции. Поэтому для LLM литература - просто идеальный объект для имитации.
    Zhe, вы, видимо, пропустили последний абзац совсем. Впрочем, неудивительно: тезисы вида "через 20 лет везде будет один телевизор" всегда были весьма популярны в начале развития той или иной технологии. На практике никаких серьезных писателей эта штука не затронет вообще никогда.
    +
      ещё комментарии
      Naked  Scientist
      15.11.2024
      -
      -1
      +
      Комментарий удален пользователем или модератором...
        Naked, в статье речь о нейросети. Сильный ИИ не будет нейросетью, поскольку нейросетью не является интеллект естественный. Поэтому да, абсолютно серьезно. "И потом, а как же сингулярность?" Никак. Ее не будет. " Курцвейл, компьютрониум, 2045 год. Биоцифровая конвергенция, слияние всего со всем и огромное Я в центре мироздания, вместо множества досадных Мы с их вечной разностью мнений и прочим либерализмом... Я лично за диктатуру, тотальную уравниловку и вселенский марксизм. " Надо лечить голову.
      Zhe Sh
      16.11.2024
      -
      0
      +
      Ну, например, лошади и паровозы как транспортные средства действительно были полностью вытеснены новыми технологиями, так что тезис про "телевизор" иногда-таки работает) Но в данном случае речь не об этом. Искусство не имеет объективной ценности, а только лишь исключительно субъективную. Кроме того, неотъемлемой частью любого произведения искусства является контекст, в котором оно создавалось. В этом смысле два идентичных текста, написанных разными авторами, являются, по сути, разными текстами (см. "Пьер Менар, автор "Дон Кихота"", Х.Л.Б). А тексты, созданные живым автором и ИИ, очевидно, вообще соотносятся примерно как подлинная картина Рембрандта и подделка под него. Такое полотно может годами висеть в Лувре, и все будут видеть в нем неоспоримый шедевр, но потом продвинутая экспертиза обнаруживает подлог, картину прячут в запасники, и все о ней забывают. В литературе неотличимые от "настоящих" текстов имитации ИИ, вероятнее всего, приведут примерно к той же ситуации, что сложилась в современных шахматах, где все подозревают друг друга в "читерстве" с использованием компьютерных программ, играющих лучше людей. Причем если ту же подделанную картину ещё можно "разоблачить" техническими средствами, поскольку у нее есть материальный носитель, то текст - объект виртуальный, его не просветишь рентгеном, не проанализируешь химически и т.п. Т.о. будущий читатель никогда не будет уверен, что́ перед ним - действительно "настоящая" глубокая литература, выстраданная автором, или "бессмысленная" поделка очередной продвинутой LLM. И в этот момент литература в прежнем смысле перестанет существовать.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно