Прикосновение возлюбленного смягчило боль женщин — Naked Science

Прикосновение возлюбленного смягчило боль женщин

Специалисты из Хайфского университета показали, что прикосновение может уменьшать физическую боль у влюбленных.

dd

Способность к координации поведения важна для социальной коммуникации. Так, синхронизация движений и звуков опосредует нормальные детско-материнские отношения, кроме того, феномен лежит в основе понимания речи и психотерапии. На вегетативном уровне такую кооперацию сопровождают изменения дыхания, пульса и электрической активности кожи. Эти параметры нередко приходят в соответствие, например, при совместном просмотре фильмов. Помимо коллективных занятий, усилить подобную согласованность может ощущение боли — возникающая в ответ эмпатия обусловлена активацией у наблюдателя соответствующих нейронных сетей. При этом сопереживание помогает уменьшить боль.

Особенно сильно тенденция проявляется у влюбленных. Прошлые работы показали, что физиологическую координацию пар стимулирует столкновение с трудностями. В новой статье израильские ученые описали итоги проверки гипотезы о том, что ноциперцепция также может модулировать этот показатель, а прикосновение партнера обладает анальгезирующим действием. Ранее способность тактильных стимулов уменьшать стресс была продемонстрирована на младенцах. Участие в эксперименте приняли 22 гетеросексуальные пары. На первом этапе они заполнили опросник на уровень эмпатии. Затем на предплечье женщин закрепляли термодатчик системы сенсорного тестирования и просили указать степень боли.

После определения верхнего болевого порога авторы начинали тесты: во время тепловой стимуляции разной интенсивности (до 47 градусов Цельсия) мужчина должен был держать женщину за руку в положении лицом к лицу, сидеть рядом без тактильного контакта или находиться в другой комнате. Одновременно ученые регистрировали частоту сердечных сокращений и дыхания обоих испытуемых. Независимо от дизайна экспериментальных сессий функцию наблюдателя всегда выполнял мужчина: известно, что женщины в среднем более склонны к эмпатии и состраданию, поэтому их эмоциональный фон в указанных условиях, вероятно, варьировался бы менее значимо по сравнению с мужчинами.

Динамика эмпатической точности, анальгезии и синхронизации дыхания (синие линии) и пульса (красные линии). Толщина линий соответствует силе синхронизации, красная линия на руке женщины — силе тепловой стимуляции / ©Pavel Goldstein et al., Scientific Reports, 2017

Дополнительно женщины оценили субъективный уровень болевых ощущений исходя из порядка процедур. Результаты подтвердили гипотезу: в момент, когда партнер держал их за руку, участники чувствовали менее сильную боль, чем без тактильного контакта. При этом степень эмпатии отражалась на вегетативных параметрах: так, синхронизация дыхания и пульса возрастала при прикосновении без тепловой стимуляции, но снижалась для сердечных сокращений при прикосновении в момент ощущения боли. В отсутствие физического взаимодействия координация параметров нарушалась при стимуляции и восстанавливалась (оставаясь ослабленной) при сильном нагревании кожи.

Таким образом, пульс испытуемых синхронизировался при прикосновении только в случае болевых ощущений у партнера. Примечательно, что без тактильного контакта подобной синхронизации не происходило — отчасти это противоречит наблюдениям международной группы ученых за участниками ритуала хождения по горящим углям. Выводы исследования предполагали, что частота сердечных сокращений у родственников во время процедуры совпадает и без непосредственного взаимодействия.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Ранее ученые определили нейронный коррелят плацебо-эффекта в момент переживания физической и эмоциональной боли влюбленными.

Согласно материалам сайта госзакупок, российский взлетно-посадочный модуль сможет доставить на Луну экипаж из четырех человек.