Плацебо залечило сердечные раны влюбленных
25.04.2017

Плацебо залечило сердечные раны влюбленных

Группа ученых из США и Южной Кореи впервые определила нейронную основу плацебо-эффекта в восприятии физической и эмоциональной боли влюбленных.

0_84f9c_e2e8e7fd_orig

Изучение эффекта плацебо важно для понимания центральных механизмов многих заболеваний. Известно, что в случае физической боли анальгезирующие свойства самовнушения опосредуют префронтальные области — орбитофронтальная (OFC), дорсолатеральная (dlPFC), вентромедиальная префронтальная кора (vmPFC) — через нисходящие болевые пути в стволе мозга, в частности опиоидергическую систему в околоводопроводном сером веществе. Однако то, как плацебо влияет на социальный дискомфорт, например чувство отторжения в результате разрыва романтических отношений, остается неясным. При этом, согласно прошлым работам, риск депрессии у влюбленных в 20 раз выше, чем у одиноких людей. Кроме того, до сих пор не проводилось исследований о связи между социальным статусом, эмоциональным состоянием и восприимчивостью к плацебо-эффекту.

В новой статье специалисты из Колорадского университета в Боулдере и других учреждений описали эксперимент с участием 40 человек в возрасте 18–28 лет, переживших вынужденное расставание не менее шести месяцев назад. После уточнения социодемографических параметров, неврологического и психологического тестирования добровольцам в течение 15 секунд показывали фотографию бывшего партнера или знакомого человека того же пола и просили оценить свое самочувствие по пятибалльной шкале. Одновременно, для определения степени аффекта, к их левому предплечью подносили термодатчик системы сенсорного тестирования TSA-II Neurosensory Analyzer, нагретый в диапазоне от небольших (2–10 баллов) до болезненных температур (8–10 баллов). Восприятие болевых ощущений также указывали с помощью визуальной шкалы.

Динамика активности в правой дорсолатератльной префронтальной коре в разных группах / ©Leonie Koban et al., The Journal of Neuroscience, 2017

Затем испытуемых разделили на две равные группы и выдали каждому спрей для носа с физиологическим раствором. Причем членам экспериментальной группы авторы сообщили, что их спрей содержит «мощный анальгетик, способный притуплять эмоциональную боль и негативный аффект». После этого ученые повторили тесты, параллельно фиксируя мозговую активность участников с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Анализ результатов и моделирование показали, что плацебо значительно ослабляло субъективную оценку эмоционального дискомфорта и чувство социального отторжения при наблюдении за бывшим партнером, тогда как изображение знакомого не сопровождалось снижением реакций. Также плацебо усилило активность дорсолатеральной префронтальной коры.

Повышение активации в экспериментальной группе наблюдалось в вентромедиальной и медиальной орбитофронтальной коре, тогда как активация дорсолатеральной префронтальной коры в их случае позволяла предсказать восприимчивость к физической боли с точностью 80 процентов. Среди принимавших «анальгетик» положительная корреляция также была зафиксирована между успешным самовнушением и существенным ростом активности в околоводопроводном сером веществе. Помимо названных к областям мозга, опосредующим эффект плацебо в снижении социального дискомфорта, ученые отнесли островковую долю, вентролатеральную префронтальную кору, дорсальную зону передней поясной коры. Примечательно, что показатель был отрицательно связан с оценкой термочувствительности, но не коррелировал с составом спрея.

Результаты работы представлены в The Journal of Neuroscience.

Подробнее об эффекте плацебо смотрите в нашем материале.

Новые эксперименты японских ученых показали, что люди, испытывающие друг к другу симпатию, невольно синхронизируют шаги во время ходьбы.