• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
05.05.2022
Ольга Иванова
11
9 815

От Монро до Маккензи Дэвис, или Почему в Голливуде перестали снимать красоток

5.5

Любители западного синематографа спешно покидают кинозалы, прокатные компании терпят миллионные убытки, а среднестатистические женщины, наконец, вздыхают свободно — им больше не надо тянуться и соответствовать стандартам красоты империи грез. Это шутка. Но в ней есть доля правды. Любой киноман способен констатировать факт: голливудские красотки становятся исчезающим видом, им на смену приходят совсем другие актрисы. Почему так происходит, какие социальные тенденции транслировала Мэрилин Монро, а какие — Шэрон Стоун в «Основном инстинкте», разобрался Naked Science.

Мерилин Монро и Маккензи Дэвис / ©Getty images / Автор: Александр Литвинов

Не все это понимают, но такая, казалось бы, неутилитарная вещь, как женская красота (и ее стандарты), тесно связана с социальными тенденциями. А кино в силу своей «постановочной природы» — одно из самых мощных стимулов, не только отражающих, но и создающих общественные «бренды».

Психологи и социологи называют синематограф «слепком» своего времени: он в законсервированном виде сохраняет представления о нормах и идеалах той или иной эпохи, которые воплощены в художественных образах. Существует и обратная связь: кино воздействует на общество, конструируя и даже навязывая новые желательные образцы взаимоотношений полов.

Сказка для взрослых

Это и есть кино. То есть, по сути, то же самое, что мы читаем детям на ночь. Об этом писал еще знаменитый советский фольклорист с мировым именем Владимир Пропп. В далеком 1958 году вышла его книга «Морфология волшебной сказки», которая была не только переведена на английский язык, но и стала настоящей методичкой для Голливуда.

По ней сценарии повсеместно создают и сегодня. Ведь художественный фильм, как и сказка, имеет структуру, включающую завязку, развязку и путь героя, а также его помощников и антагонистов. Неудивительно, что многие фильмы становятся классикой, переходя в жанр «народных сказок», которые учат жить целые поколения. Последние принимают героев и их поступки за образец поведения. Кстати, именно по этой причине в телешоу так часто приглашают актеров и звезд эстрады.

Большинство людей неосознанно воспринимают их некими образцами для подражания, подобно родительским фигурам. Поэтому они способны формировать общественное мнение, а характер героев, которых они изображают на сцене, зачастую транслируется ими и в реальной публичной жизни (яркий пример — Мэрилин Монро, которая «играла» в жизни примерно ту же роль ветреной соблазнительницы, что и в кино) или, по крайней мере, ассоциируется с их настоящей личностью.

Больше драмы

Разберемся, как вообще менялись стандарты женской красоты в кино. Одним из первых секс-символов синематографа была Теда Бара — американская звезда немого кино 1910-х годов, с огромными глазами, подведенными черной тушью. Она носила прозвище The Vamp (Вампирша), что на сленге тех лет означало «коварная обольстительница мужчин». Впрочем, как ни крути, по нынешним меркам красавицей назвать ее сложно, хотя на вкус и цвет кинодивы, конечно, разные. Актрисы тех лет представляли собой драму в квадрате: чем истеричнее и эмоциональнее выглядела женщина, тем лучше. Отсюда — томные глаза, заламывание рук, трагичные вздохи.

Теда Бара / ©Getty images

Грета Гарбо, звезда 1920–1930-х, выглядит чуть привычнее современному взгляду, хотя по-прежнему весьма специфична. Но сути это не меняет: женщины в кино оставались лишь источником каких-то вечных и неуемных эмоций, мало согласующихся с логикой. В героинях по-прежнему демонстрировался не характер, а спина, плечи и торс. Правда, именно в 1930-х образ кинодив постепенно становится более раскрепощенным и независимым. На экране появляется «женщина-звезда», стремящаяся к достижению успеха на большой сцене — впрочем, только через призму любви к мужчине. Музой становится Марлен Дитрих. Несмотря на стремление к собственному успеху, объективация женского пола по-прежнему никуда не исчезает.

Грета Гарбо / ©Getty images

Красота неземная

Как дальше развивался бы образ женщины — неизвестно, хотя, исходя из наметившихся тенденций, он пришел бы к современным реалиям, вероятно, гораздо быстрее. Вмешалась Вторая мировая война. Теперь женщина — самоотверженная, любящая и чистая, готовая на все ради своего мужчины и воспринимаемая только через призму их взаимоотношений. Мы в самом деле видим на экранах нечто совершенно прекрасное и непорочное. Например, Ингрид Бергман в роли Ильзы Лунд из «Касабланки» 1942 года. Или Вивьен Ли, божественная красота которой покоряет сердца зрителей до сих пор.

Ингрид Бергман / ©Getty images

С точки зрения любых современных стандартов красоты Ли краше самой Мэрилин Монро (которая не столько прекрасна с точки зрения «классики», сколько сексуальна) и, вероятно, вообще может считаться самой красивой актрисой всех времен и народов. Ее идеальность почти божественна, что как бы намекает на суть женского кинообраза в те годы. Ведь общественное сознание, подобно детскому мышлению, воспринимает внешнее как внутреннее: если женщина прекрасна снаружи, значит, и ее внутренний мир столь же хорош.

Впрочем, Вивьен Ли часто доставались роли весьма эмоциональных и даже психически неустойчивых женщин (если не считать роковую и совершенно очаровательную стерву Скарлетт О’Хара из фильма «Унесенные ветром», который был снят еще до войны и вышел на экраны в 1939 году).

Вивьен Ли в роли Скарлетт / ©Getty images

Ветреные соблазнительницы

А потом была сексуальная революция: женщины обрели некоторую свободу в отношениях с мужчинами — как в жизни, так и на экране. Сексуальность стала объектом потребления, хотя объективация кинодив, кажется, только усилилась. И культовой фигурой в этом смысле, конечно, стала Мэрилин Монро, которая играла в фильмах ветреных недалеких дурочек, не стесняющихся эксплуатировать свою красоту во имя денежных интересов.

Мэрилин Монро / ©Getty images

Более мягким «вариантом» в этом смысле была Одри Хепберн, главная героиня которой в «Завтраке у Тиффани» 1961 года, конечно, тоже стремилась к браку по расчету, но влюбляла в себя не только внешними данными, но еще неугасающим оптимизмом и чудаковатостью. При этом в ее образе уже сквозят какая-то доля искренности, раскрытие внутреннего мира и даже первые намеки на отказ от стереотипной роли «содержанки».

Красота Хепберн интеллигентна и более закрыта. Закрыта в буквальном смысле слова: длинными платьями, шляпой, платком и темными очками. И то был переходный период перед тем, как женщина должна была вторгнуться в патриархальный мир совсем уж в полной мере — этому способствовало нарастание феминистических тенденций. Но вторжение началось не постепенно, а сразу с крайних форм.

Одри Хепберн / ©Getty images

Борьба с мужчиной

Одним из культовых фильмов начала 1990-х стал «Основной инстинкт» с хладнокровной и истово сексуальной широкоплечей блондинкой с красивыми, но не такими милыми, как у кинодив прошлого, чертами лица — Шэрон Стоун.

Ее героиня Кэтрин Трамелл — настоящая психопатка, в которой напрочь отсутствует эмпатия, она жестока и равнодушна. Впрочем, истероидности в ней хватает, поэтому она невероятно сексуальна, что в обыденном понимании можно было бы выразить так: «стерва с амбициями» (кстати, таковыми можно назвать, пожалуй, большинство героинь актрисы). В образе опасной блондинки маятник качнулся в другую сторону: от Ингрид Бергман с ее застенчивой чистотой и даже Мэрилин Монро с ее почти невинными поползновениями на мужской кошелек — до полной сексуальной раскрепощенности и абсолютной жестокости. Кстати, с примесью некрофилии, что, пожалуй, можно назвать своеобразной «местью» за былое патриархальное насилие.

Шэрон Стоун в к/ф «Основной инстинкт» / ©Getty images

И ведь недаром Кэтрин Трамелл изображена бисексуалкой: она как бы еще «не определилась» со своей ориентацией. В ее характере все обострено до предела — «женская» сексуальность и «мужская» жестокость. Героиня — некий биоматериал, только что появившийся на свет социальный младенец, явивший собой протест против стереотипов о женщине прошлых лет. Она не только не менее интеллектуальна, чем мужчина, но куда умнее его, не только хладнокровнее, но более жестока и бессердечна.

Она абсолютно независима и делает только то, что хочет. Она не замужем и даже не собирается, не может терпеть детей, при этом живет в роскошном доме и занимается любимым делом — она писательница. И при всем вовсе не дурнушка — наоборот, хороша собой и влюбляет в себя всех мужчин. То есть объективация женщины в фильме остается, но приобретает очень агрессивные формы по отношению к самому же мужскому полу — вспомните фразу из фильма: «Все, кто связывается к Кэтрин, погибает». Прежде всего это ее мужчины.

В начале 2000-х тенденция соперничества с сильным полом осталась прежней, однако мир кинематографа слегка очнулся и решил, что женщина-маньяк — это уже слишком. На сцену выходит расхитительница гробниц — прекрасная, хитрая и с хорошей физподготовкой. Анджелина Джоли в образе Лары Крофт — воплощение все той же борьбы с патриархальными устоями. У нее широкие плечи, высокие и квадратные скулы, более прямой нос, чем у той же Монро, но при этом она не лишена чисто женственных черт — огромных глаз, большой груди, длинных волос и, конечно, «фирменных» пухлых губ.

Анджелина Джоли в роли Лары Крофт / ©Getty images

Она вновь воплощает женственность и мужественность одновременно. Она красива, независима, умна и способная дать отпор не только мужчине, но даже роботу (что можно трактовать как борьбу когда-то слабой, но отныне сильной женщины с «бездушным» мужским началом, которому она, судя по фильму, «меняет программу»). Примерно ту же суть несет в себе другая героиня — Элис — из «Обители зла», которую играет Мила Йовович.

Как видим, все актрисы еще остаются роковыми красотками, обтянутыми латексом. Несмотря на громкий протест, они по-прежнему предмет вожделения мужского населения планеты, а значит, объективации.

Красота земная

Феминистический тренд победил, но не совсем. Чтобы это случилось окончательно, нужно лишить женщину красоты. В противном случае ее внутренний мир будет мало кому интересен. Именно такую картину мы наблюдаем сегодня. Нельзя, конечно, сказать, что современные героини голливудских фильмов несимпатичны: они весьма милы, но едва ли больше, чем ваша соседка по подъезду. Они «обычные», в них больше нет сногсшибательности, до которой так сложно дотянуться среднестатистической женщине. И это — торжество феминизма, который, как известно, борется за равенство полов.

Дженнифер Лоуренс в к/ф «Голодные игры» / ©Getty images

Взять хотя бы Дженнифер Лоуренс в «Голодных играх». Ее героиня Китнисс Эвердин даже одета весьма скромно — можно сказать, нейтрально — по сравнению с той же Ларой Крофт. Кстати, в последней части саги, вышедшей в 2018 году, мы видим вовсе не роскошную Джоли, а актрису с куда более скромными внешними данными — Алисию Викандер, одетую в брюки и майку унисекс. То же самое можно сказать о Дакоте Джонс или миловидной, но «земной» Эль Фэннинг.

В последней части Терминатора («Темные судьбы») появляется Маккензи Дэвис — канадская актриса, внешность которой можно спутать с мужской (кстати, боевик назвали одним из самых провальных фильмов 2019 года). Отныне главная героиня — не только смелая, но и самоотверженная, готовая рисковать жизнью во имя общего блага. Совсем как пилот Труди Чакон из «Аватара» в исполнении Мишель Родригес.

Маккензи Дэвис в к/ф «Терминатор. Темные судьбы» / ©Getty images

Красивая женщина = неодушевленный предмет

Но почему нельзя раскрыть характер женщины, оставляя ее при этом сексуализированным объектом? Ведь, казалось бы, ничего плохого в том, чтобы лицезреть красавицу, нет (если не считать, конечно, довольно серьезную проблему женских комплексов, анорексии и булимии, особенно среди девочек-подростков). Потому что это противоречит эротизации как таковой. Об этом говорят и ученые — например, из Университета Дьюка, Колледжа Уиттьера и Западного университета (США) в работе, опубликованной в журнале Sexualization, Media, & Society в 2016 году.

«Когда человек сексуально объективируется, его личность в глазах зрителей теряется», — пишут авторы, ссылаясь на более ранние исследования, посвященные этому вопросу, — работу ученых из университетов Линкольна и Южной Флориды (США), опубликованную в Journal of Experimental Social Psychology в 2009 году. Кроме того, оба пола воспринимают эротизированных женщин как менее моральных и компетентных. Их боль и страдание заботят меньше, поскольку такие дамы в понимании людей не очень заслуживают сочувствия.

Так, известная психолог из Принстонского университета (США) Сюзан Фиск в том же 2009 году опубликовала работу, в которой показала: когда мужчина видит сексуально объективированную женщину, его мозг воспринимает ее как неодушевленный предмет — вещь, которая существует лишь для того, чтобы ее использовали. Он не видит в ней личность, обладающую собственными переживаниями и разумом.

Итог: красоток в латексе убирают с экранов. И, наверное, это положительный тренд, если рассматривать его с точки зрения объективации женского образа. Однако на смену обнаженным бедрам и белоснежным улыбкам должно прийти что-то другое. Ход «заменим красоток на обычных женщин» хорош, но для успеха этого маловато. Если не считать успеха фильма «Голодные игры» (в том числе среди мужской аудитории), который можно назвать новым трендом к киноиндустрии.

Вероятно, чтобы раскрыть характер персонажей (когда зрителю любого пола будет интересна личность человека, а не его обтянутый зад), нужны новые подходы, талантливые режиссеры и сценаристы женского пола, которые смогли бы показать телезрителю взгляд на жизнь и ее трудности не только с «мужской», но и с «женской» стороны.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 14:21
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

Вчера, 20:37
Андрей

Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.

Позавчера, 14:21
Юлия Трепалина

Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

15 ноября
Елизавета Александрова

Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.

Вчера, 14:21
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

11 Комментариев
-
0
+
Внезапно в прокате 2023 лидируют Барби а не крокодилы. Так что рановато Ольга Иванова решила перейти с фитнеса на пончики.
Affidavit Donda
06.05.2022
-
0
+
Что это было? Автор не в курсе, что у разных людей представления о красоте, особенно в сексуальном отношении, очень разные? Этот вопрос был разобран по полочкам и обстёбан ещё Сигизмундом Яковлевичем сотню лет назад. С той поры наука на месте не стояла, развитие общественных отношений тоже, как бы там ни бесновались духовнобогатые консерваторы и прочая творческая интеллигенция. Хорошенькие, а то и попросту красивые особы женского пола никуда с киноэкранов не попрятались. Такое подозрение, что автор этой "статьи" судит о кинематографе по повесточке. К сожалению для автора, и радости для всех остальных, в реальном кинематографе этого не происходит.
На кино возлагают надежды по воспитанию людей. Забавно.
потому я и перестал ходить в кино, либо ГГ-бабы страшные, либо сценарий туп до безобразия
Affidavit Donda
06.05.2022
-
1
+
Ещё вопрос, что же он смотрел? Неужели ему мешали смотреть фильмы с симпатичными главгероинями и интересными сценариями? Или главгероини попросту не в его вкусе?
Книги читаю, а при стоимости месячной подписки кинопоиска, как у билета в кино на двоих, и наличии огромного числа пиратских кинотеатров, поход в кино - это глупая трата денег и времени.
Ну, и какой же фильм одновременно имеет красивую ГГ и достаточно умный сценарий? Про агрессивную агитацию ЛГТБК+ и прочих обиженных, ущемленных не буду упоминать, без этого фильмов больше нет, если не считать некоторое европейское и азиатское кино, но их редко в к/т завозят.
-
0
+
"Месячная подписка в онлайн-кинотеатр стоит как два билета в кинотеатр обычный" - что в этой фразе может быть такого непонятного чтоб вызвать очередное бурление масс?
-
0
+
Ответ "денег на билет в кинотеатр жалко, потому что бабы страшные и сценарии тупые, не стоит оно таких денег, а по подписке, которая в 10 раз дешевле и такое сойдет" снова не устраивает?
Affidavit Donda
18.03.2023
-
0
+
агрессивную агитацию ЛГТБК+ и прочих обиженных, ущемленных не буду упоминать
Правильно, нечего болботать о своих грязненьких фантазиях, навеянных употреблением гёббельсятины. И, кстати, как часто вас, обиженных и ущемлённых, агрессивно агитируют за это ваше "ЛГТБК+"(ц) и почему с остальными людьми этого не происходит?
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно