11.10.2023
Дарья Сидельникова
2 154

Арендаторы стареют быстрее, чем домовладельцы

3.4

Кажется, ученые нашли ответ на извечный спорный вопрос: что выгоднее — снимать дом или купить его? Согласно новому исследованию, аренда частного загородного жилья, просрочки и загрязнение окружающей среды связаны с более быстрым биологическим старением — совокупным повреждением тканей и клеток организма независимо от фактического возраста.

Кадр из фильма «Вивариум» / © Vertigo Released / Автор: Plinia Abito

Многие аспекты жилья связаны со здоровьем, хотя в исследованиях это почти не изучается. Но теперь эпигенетическая информация вместе с данными социальных опросов дала возможность изучить биологическое старение, измеряемое с помощью метилирования ДНК, как потенциальный путь, посредством которого жилье влияет на здоровье.

Эпигенетика описывает, как поведение и факторы окружающей среды могут вызывать изменения, влияющие на работу генов, а метилирование ДНК — это химическая модификация, которая может изменить экспрессию генов.

Ученые из Университета Аделаиды (Австралия) изучили связь между эпигенетическим старением и жилищными условиями. Для этого они анализировали данные исследования «Понимающее общество». Это опрос, в котором с 2009 по 2022 год опрашивали примерно 40 тысяч британских семей. Результаты опубликованы в издании Journal of Epidemiology & Community Health.

Специалисты изучили информацию о материальных элементах жилья: владение (аренда или частная собственность), тип здания, государственная финансовая поддержка, доступная арендаторам, наличие центрального отопления, расположение в городе или сельской местности. Также анализировали психосоциальные элементы: стоимость жилья, наличие задолженностей по оплате, изменение ожиданий и предпочтений.

У 1420 респондентов собрали дополнительную медицинскую информацию, а также взяли образцы крови для анализа метилирования ДНК.

При анализе всех данных исследователи учли потенциально влияющие факторы: пол, национальность, уровень образования и социоэкономический статус, наличие хронического стресса, финансовых трудностей и даже вредных привычек.

Анализ показал, что проживание в частном арендованном доме связано с более быстрым биологическим старением. Более того, этот эффект был почти вдвое сильнее, чем у людей без работы по сравнению с работающими. Это также было на 50% больше, чем при сравнении бывших курильщиков и тех, кто никогда не курил.

При этом проживание в социальном жилье, у которого сравнительно небольшая стоимость, ничем не отличалось от прямого владения с точки зрения связи с биологическим старением.

Ученые отметили, что это наблюдательное исследование, поэтому оно не может установить точную взаимосвязь. Они также признали несколько ограничений: например, не существовало современных показателей качества жилья, а данные о метилировании ДНК поступали только от белых европейских респондентов.

«Наши результаты показали, что сложные жилищные условия отрицательно влияют на здоровье из-за более быстрого биологического старения. Однако биологическое старение обратимо. Поэтому власти должны учитывать значительный потенциал изменений жилищной политики для улучшения здоровья населения. Политика снижения стресса и неопределенностей, связанных с частной арендой, может нивелировать негативные последствия», — подытожили специалисты.