Ученые впервые смогли восстановить в 3D череп ихтиозавра возрастом в 200 миллионов лет — Naked Science

Палеонтологам впервые удалось изучить почти метровый череп гигантского ихтиозавра, найденного более 60 лет назад. Используя передовые технологии компьютерной томографии, исследователи создали 3D-модель останков, включая те детали черепа, что довольно редко сохраняются в природе.

uchen1

Ископаемое, возраст которого составляет почти 200 миллионов лет, было найдено в 1955 году на ферме Фелл Милл в Уорикшире, и до этого официально не изучалось. Теперь, благодаря данным, полученным при компьютерной томографии (КТ), исследовательская группа смогла создать цифровую реконструкцию всего черепа в 3D. Несмотря на то, что на территории Великобритании уже были обнаружены тысячи останков ихтиозавров, этот образец особенно важен и необычен, поскольку сохранен в трехмерном виде и содержит редкие кости черепа. Результаты исследования опубликованы в журнале PeerJ.

В 2014 году палеонтологи Дин Ломакс (Dean Lomax) из Манчестерского университета и Найджел Ларкин (Nigel Larkin) впервые начали изучать череп и ряд других костей, довольно быстро убедившись в необычности этих останков. По словам Ломакса, одного из ведущих экспертов по ихтиозаврам в мире, он был чрезвычайно удивлен превосходной сохранности этого образца. Ихтиозавры такого возраста в силу разных причин часто бывают сдавлены, и первоначальная структура черепа либо не сохраняется, либо искажается, либо повреждается. Поэтому череп и части скелета такого древнего ихтиозавра, сохраненного в трех измерениях, и без каких-либо окружающих камней, скрывающих его, стали для ученых особенной находкой.

Изначально найденный ихтиозавр был идентифицирован как Ichthyosaurus communis, но, изучив его ближе, палеонтологи убедились, что перед ними более редкий вид. Основываясь на различных особенностях черепа, ученые идентифицировали его как разновидность ихтиозавра Protoichthyosaurus prostaxalis. С черепом почти в два раза длиннее любого другого экземпляра Protoichthyosaurus, это самый большой из известных сейчас видов.