Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
21.08.2020
2 332

Осенью пройдут испытания «парусного якоря» для сведения спутников с орбиты

4.8

Американские разработчики планируют испытать систему сведения старых спутников с орбиты Spinnaker3 во время предстоящего в ноябре запуска частной ракеты компании Firefly.

©Firefly Aerospace

В ноябре 2020 года с базы ВВС США Ванденберг стартует новая легкая ракета Alpha американо-украинской частной компании Firefly Aerospace. На борту носителя будет размещен груз из семи экспериментальных инструментов, в числе которых — и опытная система, предназначенная для сведения с орбиты старых, отработавших свой срок спутников и ступеней ракет. О предстоящем испытании рассказывается в пресс-релизе, распространенном Университетом Пердью.

В самом деле, в околоземном пространстве становится все теснее, особенно на самых удобных и практичных орбитах, где скапливаются не только работающие, но и старые аппараты. Рано или поздно эти орбиты придется расчищать, а чтобы такая необходимость не возникала снова и снова, все новые спутники, отправляющиеся туда, по-видимому, будут оснащать системами для своевременного сведения по завершении работы.

©Purdue University

Один из вариантов такой системы — аналог плавучего якоря, которым пользуются рыбаки и мореходы: привязное устройство, тормозящее движение космического аппарата, что приводит к постепенному снижению орбиты и в конце концов к сгоранию в атмосфере. Подобное решение разработали в Университете Пердью под руководством профессора Дэвида Спенсера (David Spencer) — и именно оно должно быть испытано в ноябре. Система Spinnaker3 не станет первым «парусом», который развернут в космосе, но она должна впервые использоваться на практике и поможет сведению с орбиты верхней ступени Firefly Alpha.

©David Spencer, Purdue University

Spinnaker3 представляет собой нечто вроде зонтика с тремя трехметровыми спицами (отсюда и цифра в названии) из углепластика. Они раскрывают тонкий парус площадью около 18 квадратных метров, сделанный из фторированного полиимида CP-1 производства компании NeXolve. Материал выбран благодаря его устойчивости к воздействию реактивных форм кислорода, которые во множестве появляются в верхних слоях атмосферы. Парус сможет проработать здесь в течение нескольких месяцев или даже лет, понемногу тормозя и снижая аппарат.

Впрочем, на первых испытаниях Spinnaker3 предстоит проработать далеко не такой долгий срок. «С учетом прогнозируемого состояния атмосферы в ноябре, ступень носителя Firefly Aerospace мог бы сойти со своей орбиты в 200 миль (320 километров. — Прим. ред.) за 25 дней, — говорит Арли Блэк (Arly Black), один из разработчиков системы. — Но с использованием Spinnaker3 сведение должно сократиться всего до 15 дней».