«Ниндзя-гигант» из Аргентины оказался самым древним представителем рода титанозавров — Naked Science

Анализ ископаемых останков гигантского динозавра, обнаруженных в 2014 году в Патагонии, показал, что этот зауропод принадлежит к ранее неизученному виду. Кроме того, он оказался одним из древнейших представителей своего рода — титанозавров.

Скелет титанозавра Patagotitan на экспозиции в Музее естественной истории имени Филда, Чикаго. Этот вид крупнее Ninjatitan и существовал с ним примерно в то же время. Фотографии «ниндзи-гиганта» пока не публиковались / ©Zissoudisctrucker, Wikimedia

Отчет о проведенной работе аргентинские палеонтологи опубликовали в рецензируемом журнале Ameghiniana. Динозавр получил видовое название в честь известного аргентинского ученого Себастьяна Апестегийя (Sebastián Apesteguía) по прозвищу El Ninja (Эль Ниндзя) и техника Рохелио Запаты (Rogelio Zapata) — Ninjatitan zapatai, то есть Ниндзя-Гигант Запатай.

Останки этого зауропода обнаружили несколько лет назад в провинции Неукен (Neuquen), расположенной на западе Аргентины, в самой северной части Патагонии. Скелет не был полным, но костей оказалось достаточно, чтобы определить размеры животного — около 20 метров в длину. Также ученым удалось установить его тесное родство с несколькими другими видами гигантских травоядных динозавров, которые объединяются в род титанозавров.

Что примечательно, среди своих «родственников» Ninjatitan был далеко не самым крупным, скорее обладал довольно средними размерами. А вот чем он отличился, так это эпохой, в которую жил — на самой заре мелового периода, примерно 140 миллионов лет назад. Этот факт уже делает его одним из самых древних титанозавров. Причем сравнение строения скелета «ниндзи-гиганта» с его видами-современниками из того же рода показало, что они развивались несколько позднее, чем Ninjatitan. Иными словами, найденные останки возрастом 140 миллионов лет принадлежат виду, который в тот исторический период уже существовал продолжительное время.

Проблема только в том, что даже находка одного столь древнего скелета — большая удача. Крупные ископаемые в хорошей сохранности, датируемые началом мелового периода, встречаются крайне редко. Как отмечает представитель Национального научного и технологического исследовательского совета Аргентины (CONICET) Пабло Галлина (Pablo Gallina), главная ценность находки в том, что она расширяет наше представление о времени жизни зауропод рода титанозавров. Ну а еще это новый вид, что всегда любопытно и ценно с научной точки зрения.