30.11.2022
17 984

Ученые нашли недостающее звено в эволюции тираннозавров

4.1

Палеонтологи обнаружили останки никогда ранее не встречавшегося дасплетозавра, который, возможно, был прямым предком Tyrannosaurus rex. Эта находка может разрешить серьезные споры об эволюционной родословной самого знаменитого динозавра.

Реконструкция того, как мог выглядеть Daspletosaurus wilsoni / ©Andrey Atuchin & Badlands Dinosaur Museum

В журнале Paleontology and Evolutionary Science опубликована работа палеонтологов из Университета штата Монтана и Музея динозавров Badlands в Северной Дакоте (оба — в США). Авторы рассказали, что во время раскопок с 2017 по 2021 год они обнаружили в формации Джудит-Ривер на северо-востоке американского штата Монтана новый вид хищного динозавра, которого назвали Daspletosaurus wilsoni.

Дасплетозавры относятся к подотряду теропод, которых иногда называют «хищными динозаврами», хотя на самом деле среди них встречались и растительноядные. Находок дасплетозавров очень мало, первая из них сделана в 1921 году в канадской провинции Альберта, но описана в научной литературе только в 1970-х. По современным представлениям, они жили на территории Северной Америки в позднем меловом периоде, 75-77 миллионов лет назад. Название этих очаровательных созданий примерно можно перевести как «грозная ящерица».

Верхняя челюсть нового дасплетозавра / ©Elías A. Warshaw​ & Denver W. Fowler

Первого дасплетозавра назвали Daspletosaurus torosus, а в 2017 году в Монтане нашли похожего на него, но все же довольно сильно отличающегося Daspletosaurus horneri. Ученые предположили, что дасплетозавры были прямыми предками тираннозавров, и даже отнесли их к семейству тираннозаврид.

При этом многие исследователи расходятся во мнении, были ли тираннозавриды единой эволюционирующей линией (где один вид — предок другого) или это несколько близкородственных видов, которые не происходят друг от друга. Отсутствие достаточного количества окаменелостей хорошей сохранности только разжигало научные споры. Авторы новой работы полагают, что они эти споры завершили.

Новый обнаруженный вид, Daspletosaurus wilsoni, имеет уникальное расположение шиповидных ороговевших наростов вокруг глаз. Его идентифицировали по частям окаменевшего черепа и фрагментам скелета, включая ребро и кость пальца ноги, которые датируются примерно 76,5 миллиона лет назад.

Исследователи считают, что D. wilsoni был потомком Daspletosaurus torosus и предшественником Daspletosaurus horneri. Анатомия новонайденного животного подтверждает идею о том, что род дасплетозавров — предковый для могучего Ти-Рекса. Все три образца, найденные на сегодня, различаются между собой достаточно сильно, чтобы отнести их к разным видам. Но при этом имеют явное родовое сходство.

По мнению авторов работы, все они принадлежат к семейству Tyrannosauridae, которое включает девять родов, в том числе Tyrannosaurus. До сих пор родословная тираннозавров была сложна для разгадки, что затрудняло точное определение эволюционных связей между отдельными видами.

Реконструкция черепа Daspletosaurus wilsoni / ©Badlands Dinosaur Museum

Но открытие D. wilsoni позволяет предположить, что три дасплетозавра появились один за другим, как «последовательные лестничные ступени в одной эволюционной линии», а не ответвились друг от друга, как «эволюционные двоюродные братья», пишут исследователи.

Они посчитали, что D. wilsoni — представитель переходного вида между D. torosus и D. horneri, поскольку он имеет ряд общих черт с более древними тираннозаврами: это наличие заметного набора ороговевших наростов вокруг глаз (хотя эти наросты и расположены немного иначе), а также некоторые особенности строения черепа.

По имеющимся образцам можно предположить, что дасплетозавры выглядели довольно устрашающе. Они были длиной в десять метров и высотой в районе бедер в два с половиной метра. Длина черепа — не менее одного метра.

Во рту у «грозной ящерицы» помещалось (в случае D. wilsoni) более семи десятков зубов. К тому же зубы эти были крупнее, чем у любого другого хищника той эпохи. И если брать не абсолютные цифры, а размер зубов относительно размера тела, то даже крупнее, чем у T. rex. Как и Ти-Рекс, он перемещался на задних лапах, а передние конечности были очень короткими, хотя не такими короткими, как у тираннозавров.

Исследователи считают, что D. wilsoni мог охотиться как на травоядных, так и на плотоядных современников, так как был самым серьезным хищником своей эпохи.