8 апреля
1 111

В Чили нашли кладбище птерозавров

4.1

Древние рептилии 100 миллионов лет назад летали над цветущей тогда Атакамой.

Это совсем не аист, как можно было бы подумать. Таким художник представил одного их представителей семейства ктенохазматид / ©Zhao Chuang

Группа ученых под руководством Джонатана Аларкона-Муньоса (Jhonatan Alarcón-Muñoz) из Чилийского университета много лет занимается поиском останков динозавров. И теперь они обнаружили место, которое иначе, чем кладбищем, назвать трудно — настолько много там было костей. Научная работа, описывающая их, опубликована в журнале Cretaceous Research.

Место, где сделали открытие, получило название Серро-Торменто (Cerro Tormento) и находится в горах Серрос-Бравос (Cerros Bravos) на северо-востоке пустыни Атакама в Северном Чили. Ученые предполагают, что 100 миллионов лет назад, в нижнем меловом периоде, это была зона затопляемого при приливе устья реки, которую сейчас называют Кебрада-Монардес (Quebrada Monardes). Вообще, климат Земли в эпоху мезозоя был намного теплее современного, поэтому ныне пустынные территории получали больше осадков — и Атакама не исключение.

Раскопки в Атакаме. В меловом периоде эта местность была гораздо более влажной / ©Reuters

Кости принадлежат птерозаврам — летающим рептилиям, которые жили рядом с динозаврами и питались, процеживая воду через длинные тонкие зубы (но были и беззубые виды). Хотя их ископаемые останки находят нечасто, птерозавры, по мнению исследователей, были самыми многочисленными крылатыми позвоночными эпохи динозавров.

Большинство найденных костей сильно повреждены — сломаны или сплющены. Тем не менее группе Аларкона-Муньоса удалось найти достаточное количество пригодных для анализа останков. В работе они описывают четыре шейных позвонка, один из которых принадлежит маленькой особи, а также слепки костей, относящихся к плечевому поясу, и слепки левой бедренной и большеберцовой костей.

Исследованные останки принадлежали ктенохазматидам (Ctenochasmatidae). Это семейство птерозавров из подотряда птеродактилей отличалось от родственников большим числом зубов.

Некоторые кости сохранились настолько хорошj, что ученые смогли проследить процесс их формирования / ©Jhonatan Alarcón-Muñoz et al.

«Кладбище» в Серро-Торменто — вторая находка значительного числа костей ктенохазматид в Атакаме. Ученые предполагают, что эти птерозавры были широко распространены на севере современного Чили в юрском периоде (145-201 миллион лет назад) и в нижнем меле (100-145 миллионов лет назад). Также авторы работы пишут, что такое большое скопление ископаемых останков в одном месте — свидетельство образа жизни этих рептилий: они жили колониями.

Местность в районе сегодняшней пустыни Атакамы до определенного момента входила в состав суперконтинента Гондвана. Он распался лишь около 180 миллионов лет назад, разделившись на Африку, Южную Америку, Австралию и Антарктиду. Хотя свеженайденные останки более поздние, нельзя исключать, что птерозавры могли перемещаться между относительно близкими континентами по воздуху.

Джонатан Алакорн-Муньос полагает, что дальнейшее исследование Серро-Торменто, открытие которого — огромная редкость, позволит его группе узнать новое не только об анатомии птерозавров, но и изучить их повадки, выяснить, как эти животные образовывали колонии и вскармливали (если вскармливали) потомство.

Птерозавры были первой группой позвоночных животных, которые перешли к воздушному образу жизни. Они не имели конкурентов в воздухе около 90 миллионов лет, вплоть до появления явно летающих птиц в позднем юрском периоде.

Самые ранние известные останки ктенохазматоид относятся к позднеюрскому киммериджскому ярусу (от 150,8 ± 4 до 155,7 ± 4 миллиона лет назад). Сегодня палеонтологи считают, что большинство из них были водными или полуводными птерозаврами, обладавшими большими перепончатыми задними лапами и длинным туловищем — приспособлениями для плавания и парения.

На данный момент выделено несколько видов рептилий этого семейства. Некоторые из них были хищниками, но большинство — фильтраторами. Можно надеяться, что находка в Атакаме не только существенно расширит наши знания о ктенохазматоидах, но и откроет новые виды птерозавров других семейств.