Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Выдыхается ли коронавирус, как говорит доктор Мясников? Или дело совсем в другом?
Александр Мясников, глава Информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом, заявил, что «вирус как бы фильтруется через наши иммунные силы, каждый раз, попадая в очередной организм, дальше идет немного ослабленный». В связи с этим он ожидает отступления волны заражения «самой по себе». Однако целый ряд научных исследований — да и опыт пандемии «испанки» — указывают на другой, менее благостный сценарий. Попробуем разобраться, что считает наука по поводу некоторого спада в числе зараженных в России: почему он идет и когда ситуация может развернуться вспять.
«Как бы фильтруется» ли вирус? Действительно ли он показывает признаки ослабления при переходе от человека к человеку?
Александр Мясников – опытный врач-кардиолог и общей практики, некогда был и главврачом кремлевской больницы, да и сейчас занимает в отечественном здравоохранении не последнее место. В связи с этим его мнение вызывает естественное доверие населения. Да и звучит оно логично:
«Вирус как бы фильтруется через наши иммунные силы и борясь с ними, теряет свою былую мощь. То есть каждый раз, попадая в очередной организм, дальше идёт немного ослабленный. Волна ширится, но через месяц-полтора начинает отступать сама по себе – чем больше людей заражено, тем скорее вирусы теряют силу, способность заражать и убивать… То, что мы видим сегодня – волна спадает, подавляющее число случаев бессимптомно или с минимальными симптомами. Всё, выдохся. Поел вирус, насосался нашей крови и отвалился. Будем надеяться, что надолго. Но в любом случае, если не произойдёт мутации, то большой беды он уже не наделает (если только его опять не назначат «злодеем» СМИ)».
Как опыт США и других стран ставит под сомнение версию Мясникова
Что мешает в это поверить? Попробуем представить себе, что доктор Мясников прав и вирус «как бы фильтруется через наши иммунные силы», «выдыхаясь» с каждым новым зараженным им человеком. Вот, например, эпидемия началась со ста (цифра условная) приехавших в страну: например, в Италию или США – из Китая. Они заразили двести других («второе» заражение), те – еще четыреста (третье). Десятое «поколение заражения» (назовем это так) охватит более ста тысяч человек, а двадцатое – более миллиона.
Это не просто теория: такое гарантированно произошло в тех же Штатах, где только выявленных зараженных коронавирусом 1,78 миллиона. Выходит, даже если там исходно приехало больше ста зараженных, то примерно два десятка «переходов» в очередной организм он сделал.
А теперь возьмем Россию, в которой волна коронавируса «спадает» из-за, как считает Мясников, таких переходов. У нас выявлено почти в пять раз меньше больных, чем в США. Может, в Штатах больше тестируют?
Но на 27 мая там сделано 15,2 миллиона тестов, а в России – 9,7 миллионов. Выходит, на душу населения в России тестов сделали больше, чем за океаном. При этом лишь 3,9% протестированных в нашей стране оказались ковид-положительными, а в США их 11,1%. Легко видеть, что в Штатах количество больных на душу населения просто обязано быть значительно выше, чем у нас.
Но из этого следует, что число переходов от организма к организму у коронавируса было намного больше именно в США, а не в России. То есть в Штатах он должен «выдохнуться» куда сильнее.
И если вирус «ослабел» – при нем должна быть ниже вероятность тяжелых симптомов, утверждает Мясников. Про нашу страну он так и пишет: «подавляющее число случаев бессимптомно или с минимальными симптомами». Раз за океаном «переходов» с организма на организм больше, то и с симптомами там должно быть полегче, чем у нас.
Увы, на практике в США уже за сотню тысяч погибших. Летальность коронавируса там выглядит заметно выше нашей. Впрочем, именно, что выглядит – мы уже писали, почему это не так на деле. Но даже с учетом этого – в США нет никаких признаков более легкого протекания заболевания.
Из всего этого следует, что никаких признаков снижения смертоносности вируса при переходе от человека к человеку пока нет. Мы еще в январе, в самом начала эпидемии, писали, что со временем все новые вирусы, поражающие наш вид, теряют основную часть своей смертоносности. Но это время измеряется многими годами, а часто – и веками. Всерьез говорить о том, что это может произойти за месяцы – невозможно. Подтвержденных примеров такого рода просто нет.
Типичным примером быстрого ослабления вируса считают ту же «испанку», эпидемию гриппа, что бушевала сто лет назад и убила больше людей, чем мировая война. Грипп мутирует исключительно быстро – из известных возбудителей человеческих болезней быстрее мутирует только ВИЧ. Это значит, что смертоносность нового штамма гриппа и падает стремительнее, чем у, например, коронавируса, мутирующего заметно медленнее.
Грипп при переходе от человека к человеку действительно быстро изменяется генетически настолько, что уже через год-два-три эпидемия затухает – и именно так было с «испанкой». Однако даже с ней это нигде не случилось за два-три месяца, как этого ожидает Мясников.
Коронавирусы, известные науке до сих пор, мутируют заметно медленнее гриппа. Поэтому очень сомнительно, что такой вирус может «ослабеть» и «сойти на нет» сам по себе, как это прогнозирует Мясников.
Отчего же тогда эпидемия в России идет на убыль?
Хорошо, допустим, вирус действительно не ослабевает. Но почему тогда мы видим, что в России снимают часть ограничений, а число новых случаев заражения идет на убыль?
Мы уже пробовали ответить на этот вопрос в более раннем материале «Лето против коронавируса: кто кого?» Но там пришли к выводу, что само по себе лето в средней полосе России настолько нежаркое, что в одиночку оно эпидемию не «задавит».
И надо сказать, что пока теплое время года в самом деле не остановило коронавирус в нашей стране. Цифра вновь выявляемых зараженных не падает ниже восьми тысяч в сутки. Это только на фоне недавних одиннадцати тысяч в сутки восемь тысяч смотрятся скромно. Если такая волна не затухнет в ближайшие сто дней, это даст по всей стране еще 0,8 миллионов зараженных и еще более десятка тысяч смертей.
То есть пока «остановки» эпидемии нет – есть лишь некоторое торможение. Если оно не усилится, масштаб жертв в нашей стране может быть огромным.
Но все же торможение присутствует. Если оно не объясняется механизмом, предложенным Мясниковым, то должен быть какой-то альтернативный путь. Что это может быть?
Среди вирусов, распространяющихся воздушно-капельным путем, наиболее изученный – грипп, и он ценен тем, что механизмы его распространения во многом близки к новому коронавирусу. Именно поэтому особую ценность имеет одна особенность – летняя потеря активности, которая случается даже если температура не сильно меняется.
Вот как его описывает эпидемиолог Николай Филатов, член-корреспондент Российской академии наук:
«Есть еще вещи, которые сегодня слабо изучены. Почему-то вирус гриппа, с которым работают в лабораториях, в летний период теряет свою активность. Он находится в лаборатории, там температура одна и та же, какого-то дополнительного ультрафиолета там нет, но он в какой-то момент перестает работать – как в спячку впал, и из нее потом выходит уже осенью. Почему? Неизвестно».
Мы должны заметить, что здесь эпидемиолог, возможно, не вполне знаком с некоторыми научными работами по теме. Еще в 2009 году группа исследователей во главе с Джеффри Шаманом (Jeffrey Shaman) из Университета штата Орегон (США) обнаружила интересный феномен: все достаточно сильные эпидемии гриппа в США начинаются после 17 дней (в среднем) аномально низкой абсолютной влажности.
Слова «аномально низкая» не должны вводить в заблуждение. В отличие от влажности относительной, влажность абсолютная бывает «аномально» низкой практически каждый год – если вы живете в умеренном климате. Случается это зимой: чем ниже температура, тем меньше водяных паров в воздухе.
Более того, та же работа отмечает: «наши данные указывают, что старт вспышки гриппа совпадает с увеличением количества солнечных дней… и лишь с умеренными аномалиями относительной влажности».
То есть популярная идея, что высокий ультрафиолет снижает заболеваемость вирусными болезнями, не основательна: в солнечные зимние дни УФ больше, но за ними следует повышенная заболеваемость гриппом. Да и относительная влажность сама по себе со вспышками не связана – только абсолютная.
Ничего слишком удивительного в этом нет. Солнечные дни зимой в среднем холоднее, чем пасмурные. При низкой температуре в воздухе очень мало влаги: при 0°C в кубометре воздуха при 100% относительной влажности содержится 4,8 грамм водяного пара. При +20°C — 17,3 грамма, в разы больше. То есть относительная влажность в 50% при +20°C даст абсолютное содержание влаги в воздухе в 8,65 грамма — почти вдвое выше, чем при 0 °C и относительной влажности воздуха в 100%.
Почему низкая абсолютная влажность важна для успеха вирусной вспышки, передающейся по воздуху? В холодное время года в жилье теплее, чем на улице, но воздух в него попадает именно с нее. Абсолютное содержание влаги в нем низкое. И даже если воздух этот – с высокой относительной влажностью, то, попав в дом и нагревшись, он тут же получает очень низкую относительную влажность.
Это значит, что со слизистых оболочек носоглотки (да и из остальных частей организма) вода начинает быстро испаряться: они высыхают. Именно поэтому зимой из носа чаще идет кровь, становится сухой кожа и так далее. Растрескивание покровов человека, как правило, заметно только на микроскопических масштабах, но вирусу и не нужны слишком большие «щели», чтобы попасть вовнутрь.
Коронавирус распространяется в целом так же, как и грипп – с капельками воды в воздухе. Так же, как и грипп, летом он должен передаваться намного слабее. Слабо – но не останавливается совсем, и вот почему.
В помещении, где работает кондиционер, абсолютная влажность воздуха ниже, чем там, где его нет. В офисе летом без кондиционера не очень удобно, особенно если вы носите галстук. И вот коллега, страдающий от жары, выставил +22°C или ниже — и ваша носоглотка перестала быть надежным барьером на пути заражения. Зашли в магазин, особенно большой, где надо ходить по полчаса? Носоглотка тоже успеет подсохнуть. Вышли из магазина, сели в машину, где включили кондиционер? Та же история.
Опаснее всего ситуация в авиалайнере. Он забирает воздух снаружи, где очень холодно и абсолютная влажность ниже грамма на кубометр. После прогрева получается воздух с относительной влажностью в 20%, а то и ниже. Это экстремально низкие цифры, вызывающие дискомфорт у большинства людей и резко поднимающие вероятность заражения, особенно в дальних рейсах.
Можно было бы добавить водяных паров искусственным увлажнением, но… Скажем честно: мы редко делаем это даже в собственных домах, где это недорого. В авиалайнере нужное для увлажнения воздуха количество воды снизило бы полезную нагрузку, что больно ударило бы по кошельку авиаперевозчика. Само собой, этого делать никто не будет, и вы так и продолжите летать в экстремально сухом воздухе.
Как меняется абсолютная влажность в Москве и показывает ли она связь с эпидемией коронавируса?
Протестируем выводы группы Шамана на примере эпидемии коронавируса в Москве. Максимальное число новых выявленных заражений – более пяти тысяч в сутки – здесь было между 2 и 12 мая 2020 года. Понятно, что ПЦР выявляет болезнь не сразу и часть заболевших подхватила инфекцию еще в апреле. Что там было с абсолютной влажностью?
Ну, например, 26 апреля относительная влажность была чуть ниже 50%, а средняя температура – примерно +4°C. Значит, абсолютная влажность в среднем составила три грамма воды на кубометр водуха. В среднем в этом апреле в столице было +4,8°C, абсолютная влажность колебалась в районе 4,0 на кубометр воздуха. Много это или мало?
Сравним с той же Москвой за 1-28 мая 2020 года. Средняя температура за это время составила 11,5 °C, относительная влажность – в среднем близкая к апрельской. Но за счет большей температуры воздуха абсолютная поднялась до 6,1 грамма на кубометр. На 28 мая она дошла до 6,65 грамма.
Когда наружный воздух поступил в квартиры москвичей, их носоглотка должна была сохнуть заметно меньше. Понятно, что магазинов это касается умеренно, и ясно, что рост абсолютной влажности чуть больше, чем в 1,5 раза – не панацея. Но ясно и то, что если Шаман прав, заболеваемость коронавирусом в столице в мае была обязана упасть.
И действительно: с 15 мая число вновь выявленных больных упало ниже четырех тысяч в сутки, с 20 мая – ниже трех тысяч, а сейчас в районе двух тысяч. Достаточно очевидно, что с конца апреля по середину мая строгость карантинных мер в столцие заметным образом не выросла, и значит она объяснить такое снижение числа зараженных не может.
Из этого получается, что связь между ростом абсолютной влажности и снижением числа зараженных в Москве есть. И что именно она объясняет временный спад числа вновь зараженных.
Значит ли это, что можно расслабиться? В конце концов, лето в Москве хотя и выглядит глубокой осенью в Волгограде, но все-таки абсолютную влажность ниже шести грамм вряд ли уронит.
К сожалению, мы бы не сказали, что этого достаточно. Во-первых, даже две тысячи выявленных заболевших в сутки – это 200 тысяч за сто дней. На сегодня в Москве выявленных больных около 170 тысяч. Еще пара сотен тысяч заболевших – это несколько тысяч дополнительных жертв. Нет повода расслабляться.
Конечно, на юге страны ситуация с абсолютной влажностью совсем иная. В Махачкале на момент написания текста было +23°C, относительная влажность 59% – то есть в кубометре воздуха целых 12,1 грамма воды, чуть не вдвое выше, чем в Москве. Там объективно должно быть проще остановить эпидемию.
Но ключевыми факторами в нашей жизни остаются не объективные, а субъективные. Чтобы понять, о чем мы, достаточно открыть прессу: «Даже если знают, что это вирус, что можно заразиться, 90% все равно пойдут, потому что не пойти – это “осрамление” рода будет. Люди думают, ну заражусь я, вылечусь, но если не пойду, – это будет позор, это надолго. Вот такое понятие у людей», – сообщает 35-летний Расул Асад из Хасавюрта.
А похороны там – это не похороны в Москве. «В нашем селе собирается около тысячи человек. Они максимально близко контактируют как минимум три дня, говорят, обнимаются, едят. Поэтому, я считаю, похороны сыграли в распространении вируса в Дагестане главную роль», – говорит Ахмед, житель другого населенного пункта республики.
Как мы видим, в Дагестане были проблемы с простейшими карантинными мерами. Часть из них решена, но есть сомнения, что решены все: ментальность трудно изменить за месяц. Поэтому и тут трудно надеяться на то, что абсолютная влажность враз остановит эпидемию.
Лучше всего дела с ней пойдут в тех регионах страны, что теплее и влажнее других, но где разложение традиционного общества зашло максимально далеко, отчего люди максимально разобщены и наименее интенсивно общаются между собой.
Так все-таки, выдохнется ли вирус?
Вернемся к доктору Мясникову. Он делает о новом коронавирусе вывод: «Всё, выдохся. Поел вирус, насосался нашей крови и отвалился. Будем надеяться, что надолго. Но в любом случае, если не произойдёт мутации, то большой беды он уже не наделает (если только его опять не назначат «злодеем» СМИ)».
К нашему сожалению, это не так. Да, сейчас абсолютная влажность растет, к тому же, отключают отопление, да и граждане постепенно выключают отопители. Их слизистые оболочки сохнут все меньше, то есть при прочих равных вероятность заражения новым вирусом падает. Главная проблема именно в «прочих равных».
Даже если население не расслабится, не забудет о мерах социального дистанцирования и к июлю эпидемия встанет – полностью она не исчезнет. У нее в России уже слишком много носителей. А вокруг современного человека слишком много кондиционеров, которые позволят вирусу «по капле» заражать новых людей до осени.
Осенью абсолютная влажность снова и неизбежно упадет, вслед за температурой. Вместо летних 10+ грамм воды на кубометр воздуха мы вновь почувствуем на себе 3-4 грамма, а зимой – и менее одного грамма на кубометр. То есть без вакцины эпидемия никуда не уйдет, благо Россия – не Китай и полноценного карантина организовать не смогла.
Будет ли к осени вакцина? Как мы все понимаем, это очень большой вопрос. И если ответ на него будет отрицательным – вирус может принести осенью и зимой еще больше бед, чем наделал весной. Так, как это было с «испанкой».
Российские ученые доказали, что отходы металлургического производства — доменный шлам и конвертерный шлак — можно эффективно использовать в качестве удобрений. Исследования показали, что урожайность зерновых культур повысилась более чем на 30 процентов, при этом качество зерна осталось на высоком уровне.
В свежем исследовании международная группа ученых проследила за потреблением антибиотиков в мире с 2016 по 2023 год. Особое внимание специалисты уделили динамике во время коронавирусной пандемии. Хотя в этот промежуток наблюдалось некоторое снижение, статистика за все семь лет говорит о 20-процентном росте потребления антибиотиков. Также исследователи предупредили о риске еще более резкого подъема в ближайшие годы.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии