Ученый рассказала о влиянии изменений климата на аллергии, иммунный ответ и аутизм у людей — Naked Science

Специалисты настаивают: своей пагубной деятельностью, главным образом ответственной за колебания климата нашей планеты, мы вредим не только окружающей среде, но и самим себе.

Изменения климата
Изменения климата повлияли на продолжительность “сезона аллергий” / © Getty Images

Изменение климата и нарушения в экосистеме способны серьезно повлиять не только на привычную окружающую среду, но и на человеческий организм. Сюэ Мин, профессор неврологии в Медицинской школе при Ратгерском университете (Нью-Джерси, США), в своей работе, опубликованной в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health, рассказала, какое влияние оказывают климатические изменения на проявления аллергии, иммунный ответ, риск возникновения аутизма и микробиом — сообщество микроорганизмов, живущих внутри нас.

Еще более десяти лет назад представители Всемирной организации здравоохранения заявляли: «Изменение климата пагубно повлияет на одни из самых фундаментальных детерминант здоровья: пищу, воздух, воду. Перед лицом этой проблемы нам нужны люди, которые будут работать над тем, чтобы поставить защиту здоровья человека в центр повестки дня дискуссий об изменении климата».

По словам автора нового исследования, глобальное потепление обострило аллергические респираторные заболевания и повлияло на устойчивость иммунной системы к токсинам: это, в свою очередь, привело к большему распространению иммунных заболеваний. Кроме того, хронические аллергики и астматики подвергаются особому риску из-за повышенного количества пыльцы, а также увеличившейся концентрации загрязнителей воздуха.

Согласно данным Американской академии аллергии, астмы и иммунологии, изменение климата продлило “сезон пыльцы”. Как уже было показано, возросшие уровни содержания углекислого газа приводят к увеличению воспроизводства растений, особенно тех, которые процветают при высоких концентрациях двуокиси углерода: к примеру, выросла концентрация пыльцы амброзии — и модели предсказывают, что в последующие 30 лет ее станет в четыре раза больше.

Кроме того, грозы, участившиеся вследствие повышения температуры Мирового океана, способствовали увеличению концентрации пыльцевых зерен у поверхности земли, а после впитывания воды они могут лопаться и высвобождать аллергенные частицы, которые, в свою очередь, спровоцируют тяжелые астматические симптомы у людей.

Перемены в климате также повлекли рост концентрации и распространение загрязнителей воздуха: озона, оксида азота и других летучих органических соединений. Появляется все больше свидетельств того, что эти переносимые по воздуху вещества могут быть отчасти ответственны за значительное увеличение числа случаев аллергических респираторных заболеваний — а именно это наблюдалось в последние десятилетия в развитых государствах, добавляет автор статьи.

В то же время повсеместное использование пестицидов изменило видовой состав фауны насекомых, беспозвоночных и микроорганизмов, с которыми мы контактируем через почву и растения, а из-за изменений в окружающей среде наши тела начали подвергаться воздействию новых организмов. Молекулы, из которых они состоят, — антигены — распознаются как «чужие» и вызывают у людей воспалительную реакцию.

Помимо этого, отмечает Сюэ Мин, биоразнообразие сокращается быстрее, чем когда-либо в истории человечества: по данным специалистов, почти миллиону видов животных и растений угрожает исчезновение из-за изменений климата. Утрата биоразнообразия может повлиять на наш микробиом и привести к воспалительным, аутоиммунным и неврологическим заболеваниям. Что касается иммунологических заболеваний, таких как пищевая аллергия, они также становятся все более распространенными. Так, несколько предыдущих исследований показали, что рост содержания углекислого газа и повышение температуры меняет состав арахиса, что впоследствии затрудняет адаптацию нашего организма к нему.

Нарушения микрофлоры кишечника коррелируют с неврологическими заболеваниями: рассеянным склерозом, аутизмом и болезнью Паркинсона. По словам профессора, в одном из исследований она обнаружила аномальный метаболизм аминокислот, сильный дисбаланс между свободными радикалами и антиоксидантами в организме и нарушения в микробиоме кишечника у некоторых пациентов, страдающих расстройством аутистического спектра.

Как подытоживает авторы работы, люди обязаны прекратить наносить урон окружающей среде, в частности сократить выбросы парниковых газов и стать более осознанными потребителями. А поскольку множество исследований обнаруживают связь между микробиомом и аутоиммунными, воспалительными и неврологическими заболеваниями, то крайне важно, по мнению Сюэ Мин, хотя бы минимизировать воздействие антимикробных препаратов: особенно это относится к медикам, назначающим своим пациентам различные антибиотики.

По словам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, перспективный российский ядерный буксир «Зевс» займется поиском признаков внеземной жизни. Среди других задач — полеты к естественному спутнику Земли.