06.08.2020
Мария Кривоченко
6 125

ExoMars опубликовал новые фотографии Марса

2.9

ExoMars — совместный проект «Роскосмоса» и Европейского космического агентства. Весной в рамках программы сделали несколько снимков марсианской поверхности, которые ученые опубликовали только сейчас. Фотографии показывают, как выглядит планета во время весеннего равноденствия.

Дюнные поля в зеленом кратере Марса /©ESA / ExoMars/CaSSIS
Дюнные поля в зеленом кратере Марса /©ESA / ExoMars/CaSSIS / Автор: Владимир Богданов

Дюнные поля в Зеленом кратере Марса

Снимок, показанный выше, сделан 27 апреля 2020 года. На нем видна часть ударного кратера, который находится внутри еще более крупного — Зеленого кратера — в Южном полушарии Марса. Фото было сделано сразу после весеннего равноденствия, когда южная часть кратера почти полностью свободна ото льда, потому что получает больше солнечного света, чем центральная.

Это видно на снимке: почти черное дюнное поле, окруженное красными почвами, частично покрыто льдом, особенно на оврагах на склонах кратера (в центре). Сейчас ученые исследуют связь между сезонным льдом и их появлением.

Листовидные структуры в ударном кратере Антониади

Фотография сделана 25 марта 2020 года в Северном полушарии Марса. На снимке — ударный кратер Антониади диаметром 400 метров. В центре видны дендритные структуры — линии, похожие на прожилки дубовых листьев. Они показывают, что когда-то в этом месте были сети рек, их каналы впоследствии заполнились более твердым материалом — возможно, лавой — и мягкие породы со временем размылись, оставив такой отпечаток.

Листовидные структуры в ударном кратере Антониади / ©ESA / ExoMars/CaSSIS

Изображение синее и не передает реальный цвет кратера. Зато это позволяет лучше рассмотреть разнообразие местных горных пород.

Ударный бассейн Аргира после весеннего равноденствия

Снимок сделали 28 апреля 2020 года, когда в Южном полушарии Красной планеты закончилось весеннее равноденствие. На фото запечатлен бассейн Аргира: видно, что лед заметно отступает, но справа кратер все еще покрыт инеем, потому что обращен к полюсу и получает меньше солнечного света.

Ударный бассейн Аргира после весеннего равноденствия / ©ESA / ExoMars/CaSSIS

Ученые отметили, что на Марсе солнечное излучение превращает лед сразу в водяной пар. Поскольку северный склон (слева) дольше подвергался солнечному воздействию, то его лед исчез быстрее.

Скальная композиция в каньоне Ius Chasma

Снимок сделан 5 мая 2020 года. На нем изображено дно каньона Ius Chasma, входящего в систему Valles Marines, которая простирается почти на четверть окружности Марса. Каньон, поднимаясь на гребень с правой стороны, имеет длину около 1000 километров и глубину до восьми километров — он в два раза длиннее и в четыре раза глубже Большого каньона в Аризоне, США.

Скальная композиция в каньоне Ius Chasma / ©ESA / ExoMars/CaSSIS

За необычный цвет Ius Chasma отвечает состав местных пород: ученые предполагают, что легкие породы — это соли, оставшиеся после испарения древнего озера. Открытие может пролить свет на историю формирования каньона.