Эксперты о квантовых компьютерах
28 сентября

Масштабное исследование подтвердило, что курильщики имеют повышенный риск тяжелого Covid-19 и смерти

Крупнейшее на сегодня наблюдательное исследование показало, что по сравнению с теми, кто никогда не курил, у курящих выше риски попасть в больницу из-за коронавирусной инфекции или умереть.

Курильщик
Курение повышает риск развития тяжелого Covid-19 и смерти от него / © Getty Images

Весной прошлого года, в разгар первой волны коронавируса, ученые выяснили, что на эпителии курильщиков, как и пациентов с хронической обструктивной болезнью легких, экспрессируется больше белков, которые SARS-CoV-2 использует для проникновения в клетку: следовательно, они более уязвимы к коронавирусу. Однако встречались исследования и с противоположным выводом. Их авторы обнаружили обратную связь между курением и Covid-19 и спровоцировали шумиху в СМИ — а еще путаницу в головах обычных людей.

Как объясняли другие ученые, авторы подобных статей, во-первых, выкладывали свои труды в общий доступ в спешке из-за пандемии и без надлежащего рецензирования. Во-вторых, публиковали их на стадии препринта, а журналисты не следили за судьбой таких работ и сразу подавали информацию как истину. От слухов о якобы защитном эффекте курения выиграли представители табачной промышленности, а на фоне шумихи курильщики начинали потреблять сигареты активнее. К примеру, одну из первых работ о том, что никотин обезопасит от Covid-19, написали французские исследователи: как оказалось, ведущий автор в прошлом получал финансирование от табачной компании.

Между тем не секрет, что курение повышает риск как бактериальных, так и вирусных инфекций вроде простуды, гриппа и туберкулеза. Может ли коронавирусное заболевание быть исключением из этого списка? На сегодня нет убедительных доказательств, что курящие люди защищены от инфекции. А ученые из Оксфордского, Бристольского и Ноттингемского университетов подтвердили, что такие пациенты не только чаще попадают в больницу после заражения SARS-CoV-2, но и имеют более высокий риск летального исхода. Результаты самой масштабной на сегодня работы опубликовали в журнале Thorax.

Доктор Эшли Клифт и ее коллеги изучили медицинские записи терапевтов, результаты тестов на Covid-19, данные о госпитализации и свидетельства о смерти с января по конец августа 2020 года, чтобы выявить связь между курением и течением Covid-19 у 421 469 участников британского Биобанка (средний возраст — 68,6 года, 55% — женщины). Все сдали тест на коронавирус, однако лишь у 1649 он был положительным; 968 лежали в больнице, 444 умерли из-за SARS-CoV-2. Ученые применили менделевскую рандомизацию, чтобы заодно проверить генетические варианты, влияющие на склонность к курению, и получить дополнительные доказательства причинно-следственной связи.

Участников распределили на тех, кто никогда не курили (7071 человек, 52,6% всей выборки), покончили с этой пагубной привычкой (5684, 42,3%) или все еще курили. Причем внутри третьей группы были те, кто выкуривал менее десяти сигарет в день (136 человек, 1,0%), 10-19 сигарет (240, 1,8%) и более 20 сигарет (заядлые курильщики: 191, 0,9%). По сравнению с первой группой бывшие курильщики имели повышенный на 34% риск положительного теста на Covid-19 после поправки на возраст и пол (при максимальной корректировке показатель опускался до 26%).

«Мы не обнаружили доказательств, что курение в настоящий момент повышает риск заражения — по сравнению с теми, кто никогда не курил, ни при поправке на возраст и пол, ни при полной корректировке. Интенсивное курение (более 20 сигарет в день) было связано со снижением вероятности положительного теста при корректировке по возрасту и полу и при максимальной корректировке», — пишут авторы работы. Однако у бывших и нынешних курильщиков выявили от 31% до 44% и до 80% соответственно более высокий риск госпитализации из-за Covid-19. Между пристрастием к сигаретам и риском смерти из-за коронавируса также обнаружили устойчивую связь: для заядлых курильщиков вероятность умереть по этой причине была выше в шесть-семь раз.

«Менделевская рандомизация показала, что генетические варианты, предсказывающие различия в начале курения и его тяжести на протяжении всей жизни, коррелируют с более высоким риском заражения, а также тяжелыми исходами из-за Covid-19. Таким образом, мы получили генетическое подтверждение причинно-следственной связи между курением и коронавирусом, а также курением в течение всей жизни и риском госпитализации и дыхательной недостаточностью вследствие заражения», — подытожили ученые.

Бивни есть только у млекопитающих. Тем более интересно выяснить, когда и у кого они появились впервые. Ученые из США, которые занялись этим вопросом, пришли к выводу, что бивни возникли еще до появления самих млекопитающих.

Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ предложили математическую модель, описывающую течение пандемии Covid-19 с учетом ограничительных мер, принимаемых в разных странах. Она поможет правительствам принимать взвешенные и своевременные решения о введении или отмене ограничений.