29.05.2020

Власти Китая: оптовый рынок в Ухане однозначно не был источником распространения коронавируса

5.4

Руководитель Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний Гао Фу заявил, что оптовый рынок морепродуктов Хуанань в городе Ухань не только не был изначальным очагом вспышки SARS-CoV-2, но и стал одной из его жертв.

Huanan Wholesale Seafood Market
Оптовый рынок морепродуктов Хуанань (Ухань, КНР) / © Getty Images

Крупный оптовый рынок морепродуктов Хуанань в китайском городе Ухань (провинция Хубэй) с начала этого года стал печально известен как самый вероятный очаг возникновения вспышки коронавируса нового типа — SARS-CoV-2, — спровоцировавшего впоследствии пандемию Covid-19. Именно этот рынок и его торговцев (продававших там, по некоторым данным, не только рыбу, морепродукты и обычную пищу, но и экзотических животных) на протяжении нескольких месяцев “винят” в зарождении инфекции.

Несмотря на то что ученые уже подвергали сомнению связь рынка с нулевым пациентом в Китае, именно его считали первоисточником. Власти КНР закрыли Хуанань еще в начале января, вскоре после осознания того, что произошла вспышка пневмонии неизвестного происхождения. Впоследствии другие страны обвиняли Пекин в том, что он так и не расследовал на должном уровне, что же именно происходило на этом оптовом рынке, в каких условиях там содержали незаконно продаваемых животных и как вирус от них передался человеку.

Теперь же сотрудники Уханьского института вирусологии (WIV) и Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний публично заявили, что все теории о том, что Хуанань был очагом вспышки, ошибочны, а вирус возник совсем в другом месте. Об этом говорят результаты исследований среди животных, которыми торговали на рынке: в их образцах следы коронавируса нового типа не выявили. Кто именно был промежуточным звеном между летучей мышью и человеком — все еще не известно.

Кроме того, как сообщает The Wall Street Journal, в очередной раз исключили и версию о лабораторном происхождении SARS-CoV-2 и его последующей “утечке”. «Теперь выяснилось, что рынок, наоборот, стал одной из жертв (вируса. — Прим. ред.)», — добавил руководитель Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний Гао Фу.

Закрытый рынок Хуанань, 21 января 2020 года / © AP

Судя по всему, вирус циркулировал в Ухане еще до того, как был зарегистрирован первый 41 случай (большинство из них так или иначе были связаны с оптовым рынком): опубликованное в январе исследование первых заболевших показало, что у нулевого пациента вирус диагностировали в начале декабря, а его связь с Хуананем так и не удалось установить.

Колин Карлсон, вирусолог из Джорджтаунского университета (США), заявил в интервью порталу LiveScience: поскольку ни одно из животных на рынке не дало положительного результата на SARS-CoV-2, то они никогда не были заражены и не могли быть промежуточным хозяином, который способствовал распространению. Согласно предположениям экспертов, виновником вспышки стал некий “суперраспространитель” (человек, с большей вероятностью заражающий окружающих по сравнению с типичным инфицированным), который пришел на рынок и передал вирус множеству других людей.

Тем более что некоторые подобные случаи “суперраспространения” коронавируса уже были подтверждены: например, в Тэгу (Южная Корея) один прихожанин местной христианской секты Синчхончжи заразил как минимум 43 человек. При этом причина не обязательно должна быть в том, что “суперраспространитель” заразнее остальных или выделяет больше вирусных частиц. Вероятно, заболевший просто имел доступ к местам массового скопления людей — и крупные рынки входят в число таковых.

По словам Карлсона, свидетельств тому, что SARS-CoV-2 не зародился на уханьском рынке, давно было достаточно, но общественность продолжала настаивать на такой “удобной” версии. Одна из причин, почему эта идея стала столь ​​популярной, в том, что она согласуется с мировым неприятием рынков, где торгуют экзотическими животными.

«Это вирус животного происхождения, который совершил скачок, возможно, от летучих мышей к людям, возможно, через другое животное, возможно, через домашний скот. И у нас пока нет данных, чтобы знать, где и как. Это потребует некоторого времени. Исследование, которое с точностью указало летучих мышей как виновников атипичной пневмонии 2002-2003 годов, было опубликовано в только 2017-м. <…> Потребовалось так много времени, чтобы пройти через пещеры, пробы и выстроить доказательную базу, чтобы мы могли с уверенностью сказать: это была та самая летучая мышь, в этой пещере, в это время», — подытожил Карлсон.

По последним данным, за все время пандемии коронавирусом SARS-CoV-2 заразились более 5,8 миллиона человек в 188 странах, из них свыше 361 тысячи умерли. Ученые по всему миру продолжают заниматься разработкой вакцины, и первый такой препарат уже прошел успешное испытание на людях.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.