• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
10.03.2022
Алиса Гаджиева
1
13 447

У берегов Антарктиды нашли корабль Шеклтона, затонувший в 1915 году

4.1

Более ста лет «Эндьюранс» находится на морском дне, однако на его борту еще можно прочитать название судна.

©Falklands Maritime Heritage Trust / Автор: Godefridus Victorinus

Представители Фолклендского фонда морского наследия заявили, что подводные археологи обнаружили баркентину «Эндьюранс» Эрнеста Шеклтона, руководителя Имперской трансантарктической экспедиции. Она была раздавлена льдами в море Уэдделла в 1915 году.

Говоря об исследователях Антарктики, далеко не каждый сейчас вспомнит сэра Эрнеста Шеклтона. Скорее всего, это объясняется тем, что даже его современники не вполне оценили то, с чем столкнулась и что преодолела команда «Эндьюранса» («Выносливость»). И это объяснимо — шла Первая мировая война. Напомним читателям, что тогда происходило у берегов Антарктиды.

Раздавленный льдами «Эндьюранс» / ©wikipedia.org

Надо сказать, что Шеклтон нигде, кроме школы, не учился, а пошел в матросы в 16 лет. Через четыре года он сдал экзамен на звание помощника капитана торгового флота, а еще через такой же срок — на звание капитана. Во время Англо-бурской войны случайно познакомился с сыном одного из спонсоров Британской антарктической экспедиции и с тех пор посвятил жизнь исследованиям Южного континента и его морей.

Пожалуй, Имперская трансантарктическая — самая важная из экспедиций Шеклтона. Но совсем не по научному значению.

Экспедиция, состоящая из двух отрядов по 28 человек на двух суднах, планировала пересечь Антарктический континент в самом узком месте (около 2900 километров). Для этого Шеклтон хотел подойти на корабле к побережью моря Уэдделла, там перезимовать, а следующим местным летом выйти в путь к проливу Мак-Мердо.

Одно из судов — «Аврору» — у острова Росса (в проливе Мак-Мердо) сорвало с якоря, его команда с трудом смогла дойти до Новой Зеландии. А «Эндьюранс» пробивался сквозь льды. До побережья он не дошел, так как оказался зажат льдами. Какое-то время команда находилась на борту, но потом начал ломаться корпус, и Шеклтон оборудовал лагерь на льду.

Положение людей было отчаянным: основной груз продовольствия находился изначально на «Авроре» (ее команда должна была ждать на острове Росса тех, кто пошел бы через материк). В результате съели не только всех собак, но и кота одного из матросов, что чуть не привело к конфликту, крайне опасному в таких условиях.

Тем не менее Шеклтон понял, что дрейфовать на льду — не выход, их лагерь уносило все дальше от обитаемых мест. Весной 1916 года команда добралась до острова Элефант, но оставаться там было бессмысленно — это место находилось в стороне от обычных торговых или промысловых маршрутов.

Поэтому Шеклтон и еще пять добровольцев из команды ушли на шлюпке к острову Южная Георгия, где располагалась база китобоев. Попробуйте представить это путешествие: они преодолели более 1500 километров в условиях постоянных штормов (в том числе девятибалльных), и до самой стоянки китобоев дойти не смогли — из-за погоды пристали с другой стороны острова. В результате до людей им пришлось пробираться через горы.

Потом Шеклтон занялся спасением своих товарищей с острова Элефант. Было несколько неудачных попыток, но в результате в августе 1916 года команда «Эндьюранса» была спасена — выжили все 28 человек.

Далеко не всегда затонувшие суда удается опознать. В данном случае нет никаких сомнений, что нашли именно «Эндьюранс» / ©Falklands Maritime Heritage Trust

Судя по словам исследователей, нашедших корабль Шеклтона, «Эндьюранс» хорошо сохранился. «Он стоит вертикально, хорошо держится на морском дне, цел и находится в прекрасной сохранности. Вы даже можете увидеть надпись «Эндьюранс» на корме», — сказал один из руководителей работ Менсун Баунд (Mensun Bound).

Воды моря Уэдделла даже летом не самое приемлемое место для погружения людей, поэтому снимки делали с помощью подводных дронов. На них виден штурвал, а также снасти, наваленные на корме. Деревянные части корабля, хотя повреждены льдом, все еще держатся вместе. Морские анемоны, губки и другие мелкие обитатели океана поселились на обломках корабля, но, похоже, не повредили их.

Затонувшее судно охраняется как исторический объект и памятник в соответствии с Договором об Антарктике: это гарантирует, что во время обследования и съемки затонувшего судна его нельзя трогать или каким-либо образом нарушать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:08
Президентская академия (РАНХиГС)

Эксперт Института прикладных экономических исследований Президентской академии Полина Кузнецова проанализировала показатели смертности населения России, вызванной такими факторами как курение, злоупотребление алкоголем и потребление наркотиков.

Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

Вчера, 11:37
Сколтех

Ученые из Сколтеха и Университета Вупперталя в Германии под научным руководством вице-президента по фотонике Сколтеха Павлоса Лагудакиса, лауреата научной премии «Вызов», создали универсальный логический элемент NOR (от английского NOT — оператор отрицания и OR — оператор логической суммы «или»). Он разработан на основе поляритонных конденсатов, функционирует при комнатной температуре, имеет множественные входы, может работать в сотни раз быстрее электронных аналогов, а также является полностью оптическим — то есть работает без участия электрического тока. Важно, что такие логические элементы можно воспроизводить и соединять в цепи, то есть каскадировать.

23 июля
НИУ ВШЭ

Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.

23 июля
Андрей

Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.

24 июля
Дарья Г.

На сегодня удалось подтвердить существование тысяч экзопланет, но лишь около 25 из них получилось запечатлеть напрямую. Причем из них лишь шесть объектов старше 100 миллионов лет. И вот, наконец, ученые смогли сделать снимок взрослой экзопланеты.

1 июля
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
-
0
+
В Королевском флоте с 1991 по 2008 год нес службу (преимущественно на Фолклендах) патрульный ледокол HMS Endurance (A171), названный в честь корабля Эрнеста Шеклтона. История этого корабля так же не обошлась без драматических коллизий. Еще один ледокол - RRS Ernest Shackleton - с 1999 по 2019 год был логистическим судном Британской антарктической службы, в основном используемым для пополнения запасов научных станций в Антарктике..Ну и наконец в RAF в 40-80 годы несли службу патрульные самолеты и самолеты ДРЛО Авро "Шеклтон". Надо отдать должное англичанам - они помнят своих героев.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно