Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
У берегов Антарктиды нашли корабль Шеклтона, затонувший в 1915 году
Более ста лет «Эндьюранс» находится на морском дне, однако на его борту еще можно прочитать название судна.
Представители Фолклендского фонда морского наследия заявили, что подводные археологи обнаружили баркентину «Эндьюранс» Эрнеста Шеклтона, руководителя Имперской трансантарктической экспедиции. Она была раздавлена льдами в море Уэдделла в 1915 году.
Говоря об исследователях Антарктики, далеко не каждый сейчас вспомнит сэра Эрнеста Шеклтона. Скорее всего, это объясняется тем, что даже его современники не вполне оценили то, с чем столкнулась и что преодолела команда «Эндьюранса» («Выносливость»). И это объяснимо — шла Первая мировая война. Напомним читателям, что тогда происходило у берегов Антарктиды.

Надо сказать, что Шеклтон нигде, кроме школы, не учился, а пошел в матросы в 16 лет. Через четыре года он сдал экзамен на звание помощника капитана торгового флота, а еще через такой же срок — на звание капитана. Во время Англо-бурской войны случайно познакомился с сыном одного из спонсоров Британской антарктической экспедиции и с тех пор посвятил жизнь исследованиям Южного континента и его морей.
Пожалуй, Имперская трансантарктическая — самая важная из экспедиций Шеклтона. Но совсем не по научному значению.
Экспедиция, состоящая из двух отрядов по 28 человек на двух суднах, планировала пересечь Антарктический континент в самом узком месте (около 2900 километров). Для этого Шеклтон хотел подойти на корабле к побережью моря Уэдделла, там перезимовать, а следующим местным летом выйти в путь к проливу Мак-Мердо.
Одно из судов — «Аврору» — у острова Росса (в проливе Мак-Мердо) сорвало с якоря, его команда с трудом смогла дойти до Новой Зеландии. А «Эндьюранс» пробивался сквозь льды. До побережья он не дошел, так как оказался зажат льдами. Какое-то время команда находилась на борту, но потом начал ломаться корпус, и Шеклтон оборудовал лагерь на льду.
Положение людей было отчаянным: основной груз продовольствия находился изначально на «Авроре» (ее команда должна была ждать на острове Росса тех, кто пошел бы через материк). В результате съели не только всех собак, но и кота одного из матросов, что чуть не привело к конфликту, крайне опасному в таких условиях.
Тем не менее Шеклтон понял, что дрейфовать на льду — не выход, их лагерь уносило все дальше от обитаемых мест. Весной 1916 года команда добралась до острова Элефант, но оставаться там было бессмысленно — это место находилось в стороне от обычных торговых или промысловых маршрутов.
Поэтому Шеклтон и еще пять добровольцев из команды ушли на шлюпке к острову Южная Георгия, где располагалась база китобоев. Попробуйте представить это путешествие: они преодолели более 1500 километров в условиях постоянных штормов (в том числе девятибалльных), и до самой стоянки китобоев дойти не смогли — из-за погоды пристали с другой стороны острова. В результате до людей им пришлось пробираться через горы.
Потом Шеклтон занялся спасением своих товарищей с острова Элефант. Было несколько неудачных попыток, но в результате в августе 1916 года команда «Эндьюранса» была спасена — выжили все 28 человек.

Судя по словам исследователей, нашедших корабль Шеклтона, «Эндьюранс» хорошо сохранился. «Он стоит вертикально, хорошо держится на морском дне, цел и находится в прекрасной сохранности. Вы даже можете увидеть надпись «Эндьюранс» на корме», — сказал один из руководителей работ Менсун Баунд (Mensun Bound).
Воды моря Уэдделла даже летом не самое приемлемое место для погружения людей, поэтому снимки делали с помощью подводных дронов. На них виден штурвал, а также снасти, наваленные на корме. Деревянные части корабля, хотя повреждены льдом, все еще держатся вместе. Морские анемоны, губки и другие мелкие обитатели океана поселились на обломках корабля, но, похоже, не повредили их.
Затонувшее судно охраняется как исторический объект и памятник в соответствии с Договором об Антарктике: это гарантирует, что во время обследования и съемки затонувшего судна его нельзя трогать или каким-либо образом нарушать.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
На Красной планете ученые нашли предполагаемую «каменную летопись» древних приливов. Эту запись могла оставить не существующая сегодня сила — гравитация луны, которая когда-то красовалась в марсианском небе и управляла «ритмом» морей.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
Развитие новых видов транспорта всегда упирается в один важный вопрос — безопасность. Любая перспективная технология должна не только работать эффективнее прежней, но и снижать потенциальный уровень риска для людей, инфраструктуры и окружающей среды.
У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии