НИУ ВШЭ
15 446

Ученые выяснили, почему при планировании дел мы воспринимаем понедельник как расположенный слева, а воскресенье — справа

При планировании времени люди неосознанно используют пространство, потому что не обладают рецепторами для восприятия времени. Ученые из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ выяснили, что подсчет часов, дней недели и месяцев автоматически активирует горизонтальную ментальную линию в сознании русскоговорящих участников.

Ученые выяснили, почему при планировании дел мы воспринимаем понедельник, расположенным слева, а воскресенье — справа / ©Getty images

Статья опубликована в журнале Language and Cognition Cambridge University Press. Ориентация во времени необходима для выживания. Однако в процессе эволюции человек не развил специальных рецепторов, отвечающих за восприятие времени, поэтому использует дополнительную модальность — пространство. Так, представители западных культур жестикулируют вправо, когда говорят о будущем, и влево, когда говорят о прошлом.

Исследователи отмечают, что такая ориентация временной ментальной линии может определяться направлением чтения и письма в конкретном языке. Например, носители иврита, читающие слова справа налево, воспринимают время как ориентированное справа налево. Однако большинство исследований на тему временной ментальной линии посвящено английскому языку, что ограничивает теорию и не позволяет расширить выводы на другие культуры планеты.

Ученые Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ поставили перед собой задачу выяснить, вызывает ли восприятие слов, обозначающих время, автоматическое появление горизонтальной ментальной линии в сознании людей. И если да, то опираются ли они на пространственную модальность, когда думают в масштабах года, недели или часов в сутках.

Так как исследователи сфокусировались на скрытом и неосознаваемом паттерне поведения, вместо интервью они использовали объективную когнитивную задачу на сдвиг зрительного внимания в лабораторных условиях. В эксперименте приняли участие 54 носителя русского языка. Участники слушали названия месяцев (например, «февраль»), дней недели (например, «вторник») и часов (например, «девять часов утра»), потенциально смещающих внимание в левую (например, «вторник») или правую (например, «суббота») часть пространства. После этого их просили указать точку на горизонтальном временном отрезке (например, «понедельник — пятница»), где может находиться предъявляемое слово.

Исследователи исходили из гипотезы, что если обработка единиц времени сопровождается автоматическим сдвигом зрительного внимания участников в левую или правую сторону, то это смещение должно отображаться в соответствующих реальных сдвигах моторных ответов участников.

Полученные результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. При обработке слов с левым/правым семантическим смещением участники систематически сдвигались в более левую/правую сторону в координатах моторных ответов. Более того, время реакции было значительно меньше, если расположение единиц времени на воображаемой ментальной линии совпадало с их фактической локацией на экране.

Ученые также отмечают, что горизонтальная ментальная линия активируется чаще для часов, чем для дней недели и месяцев. Это может быть связано с тем, что для подсчета недель и месяцев представители русской культуры опираются на более сложные ментальные схемы, такие как круг, раскладка школьного дневника или сетка календаря.

Полученные данные позволяют усовершенствовать программы школьного образования, а также дизайн приложений по тайм-менеджменту. «Отображение времени в естественном для человека формате облегчает когнитивную обработку информации, а также способствует лучшему запоминанию запланированных дел», — заключает один из авторов статьи, младший научный сотрудник Института когнитивных нейронаук Анастасия Малышевская