Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
10.03.2022
Алиса Гаджиева
1
13 878

У берегов Антарктиды нашли корабль Шеклтона, затонувший в 1915 году

4.1

Более ста лет «Эндьюранс» находится на морском дне, однако на его борту еще можно прочитать название судна.

©Falklands Maritime Heritage Trust / Автор: Godefridus Victorinus

Представители Фолклендского фонда морского наследия заявили, что подводные археологи обнаружили баркентину «Эндьюранс» Эрнеста Шеклтона, руководителя Имперской трансантарктической экспедиции. Она была раздавлена льдами в море Уэдделла в 1915 году.

Говоря об исследователях Антарктики, далеко не каждый сейчас вспомнит сэра Эрнеста Шеклтона. Скорее всего, это объясняется тем, что даже его современники не вполне оценили то, с чем столкнулась и что преодолела команда «Эндьюранса» («Выносливость»). И это объяснимо — шла Первая мировая война. Напомним читателям, что тогда происходило у берегов Антарктиды.

Раздавленный льдами «Эндьюранс» / ©wikipedia.org

Надо сказать, что Шеклтон нигде, кроме школы, не учился, а пошел в матросы в 16 лет. Через четыре года он сдал экзамен на звание помощника капитана торгового флота, а еще через такой же срок — на звание капитана. Во время Англо-бурской войны случайно познакомился с сыном одного из спонсоров Британской антарктической экспедиции и с тех пор посвятил жизнь исследованиям Южного континента и его морей.

Пожалуй, Имперская трансантарктическая — самая важная из экспедиций Шеклтона. Но совсем не по научному значению.

Экспедиция, состоящая из двух отрядов по 28 человек на двух суднах, планировала пересечь Антарктический континент в самом узком месте (около 2900 километров). Для этого Шеклтон хотел подойти на корабле к побережью моря Уэдделла, там перезимовать, а следующим местным летом выйти в путь к проливу Мак-Мердо.

Одно из судов — «Аврору» — у острова Росса (в проливе Мак-Мердо) сорвало с якоря, его команда с трудом смогла дойти до Новой Зеландии. А «Эндьюранс» пробивался сквозь льды. До побережья он не дошел, так как оказался зажат льдами. Какое-то время команда находилась на борту, но потом начал ломаться корпус, и Шеклтон оборудовал лагерь на льду.

Положение людей было отчаянным: основной груз продовольствия находился изначально на «Авроре» (ее команда должна была ждать на острове Росса тех, кто пошел бы через материк). В результате съели не только всех собак, но и кота одного из матросов, что чуть не привело к конфликту, крайне опасному в таких условиях.

Тем не менее Шеклтон понял, что дрейфовать на льду — не выход, их лагерь уносило все дальше от обитаемых мест. Весной 1916 года команда добралась до острова Элефант, но оставаться там было бессмысленно — это место находилось в стороне от обычных торговых или промысловых маршрутов.

Поэтому Шеклтон и еще пять добровольцев из команды ушли на шлюпке к острову Южная Георгия, где располагалась база китобоев. Попробуйте представить это путешествие: они преодолели более 1500 километров в условиях постоянных штормов (в том числе девятибалльных), и до самой стоянки китобоев дойти не смогли — из-за погоды пристали с другой стороны острова. В результате до людей им пришлось пробираться через горы.

Потом Шеклтон занялся спасением своих товарищей с острова Элефант. Было несколько неудачных попыток, но в результате в августе 1916 года команда «Эндьюранса» была спасена — выжили все 28 человек.

Далеко не всегда затонувшие суда удается опознать. В данном случае нет никаких сомнений, что нашли именно «Эндьюранс» / ©Falklands Maritime Heritage Trust

Судя по словам исследователей, нашедших корабль Шеклтона, «Эндьюранс» хорошо сохранился. «Он стоит вертикально, хорошо держится на морском дне, цел и находится в прекрасной сохранности. Вы даже можете увидеть надпись «Эндьюранс» на корме», — сказал один из руководителей работ Менсун Баунд (Mensun Bound).

Воды моря Уэдделла даже летом не самое приемлемое место для погружения людей, поэтому снимки делали с помощью подводных дронов. На них виден штурвал, а также снасти, наваленные на корме. Деревянные части корабля, хотя повреждены льдом, все еще держатся вместе. Морские анемоны, губки и другие мелкие обитатели океана поселились на обломках корабля, но, похоже, не повредили их.

Затонувшее судно охраняется как исторический объект и памятник в соответствии с Договором об Антарктике: это гарантирует, что во время обследования и съемки затонувшего судна его нельзя трогать или каким-либо образом нарушать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 17:23
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

Позавчера, 11:35
Игорь Байдов

Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.

Вчера, 10:56
ПНИПУ

С наступлением летней жары так и тянет окунуться в прохладную воду реки или озера. И такое решение может быть небезопасным! Эксперты Пермского Политеха рассказали, от чего водоемы становятся мутными и грязными, почему нельзя купаться рядом с утками и мостами, что находят в запрещенных для отдыха местах, какие инфекции можно подхватить и как не заболеть после купания.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

25 июня
Елена Авдеева

Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.

25 июня
Evgenia Vavilova

Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
-
0
+
В Королевском флоте с 1991 по 2008 год нес службу (преимущественно на Фолклендах) патрульный ледокол HMS Endurance (A171), названный в честь корабля Эрнеста Шеклтона. История этого корабля так же не обошлась без драматических коллизий. Еще один ледокол - RRS Ernest Shackleton - с 1999 по 2019 год был логистическим судном Британской антарктической службы, в основном используемым для пополнения запасов научных станций в Антарктике..Ну и наконец в RAF в 40-80 годы несли службу патрульные самолеты и самолеты ДРЛО Авро "Шеклтон". Надо отдать должное англичанам - они помнят своих героев.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно