Древние египтяне преподносили диких птиц в жертву богам — Naked Science
23.09.2020

Древние египтяне преподносили диких птиц в жертву богам

4.7

К такому выводу пришли французские ученые, исследуя мумии ибисов и других хищных птиц, найденных в гробницах долины Нила. Древние египтяне не выводили, а отлавливали диких пернатых и приносили в дар богам. Это, возможно, повлияло на значительное сокращение популяции орнитологической фауны на территории Египта.

Мумифицированный ибис / ©phys.org

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Известно, что ибисы, обитающие в Северной Африке, Австралии и на территории Ирака, считались у египтян священными. В древности они были весьма распространены в «стране фараонов», а вот сегодня на территории Египта встречаются крайне редко. Возможная причина — истребление этих животных в древности, с целью преподношения в дар богам, как и других диких птиц.

В египетских гробницах найдены миллионы мумий диких пернатых и прочих животных. Большую часть птиц составляли ибисы. Из-за огромного их количества ученым не давал покоя вопрос: были ли они выведены в неволе или выловлены в естественной среде обитания? И хотя исследователи ранее уже подозревали, что египтяне не «заморачивались» выведением жертвенных животных, а просто ловили их в природе, ответ на этот вопрос хотелось знать наверняка.

Взятие образцов из мумии канюка / ©phys.org

Если говорить о кошках, то их, вероятно, разводили и преподносили в дар богам домашних животных. А вот птиц ловили, причем делали это без особых принципов: брали то, что «дают», — и яйца, и молодняк, и старых особей. Чтобы прийти к таким выводам, ученые из Национального центра научных исследований, Университета Клода Бернара (Франция) совместно с коллегами изучили крошечные образцы фрагментов перьев и костей мумифицированных птиц.

Результаты анализа изотопного состава останков показали различную диету пернатых. Это, по словам ученых, свидетельствует о том, что птиц ловили, а не разводили. В противном случае их рацион был бы схожим. Кроме того, исследования показали «экзотический» состав питания птиц по сравнению с диетой самих египтян. Из этого следует, что многие птицы были перелетными.

Факт охоты подтверждает исследование древнеегипетских фресок, проведенное другой командой ученых. На рисунках запечатлены сцены отлова птиц. Поэтому специалисты предположили, что столь массовый отлов диких птиц повлиял на их популяцию задолго до сокращения орнитологической фауны, которое наблюдается сегодня.