В предполагаемой гробнице Клеопатры нашли две позолоченные мумии — Naked Science
Мария Кривоченко

В предполагаемой гробнице Клеопатры нашли две позолоченные мумии

Группа археологов обнародовала данные раскопок на территории древнеегипетского храма. Там обнаружили мумии двух знатных людей, которые жили во времена Клеопатры. Ученые считают, что находка может привести их к захоронению легендарной царицы.

Две мумии, найденные в запечатанной гробнице в Тапосирис-Магна / © Arrow Media

Место захоронения Клеопатры остается загадкой для ученых. Одни уверены, что тело царицы находится в Александрии, другие ищут его в древнем храме Тапосирис-Магна, построенном ее предками, родом Птолемеев, в дельте Нила. Именно там группа археологов нашла мумии двух знатных египтян, которые жили во времена правления царицы.

Гробница оставалась нетронутой в течение двух тысяч лет, но, к сожалению, мумии находятся в плохом состоянии, потому что в помещение просочилась вода. Несмотря на это, удалось выяснить, что при захоронении тела покрыли сусальным золотом — такая роскошь была доступна только представителям высших слоев общества. «Хотя сейчас они покрыты пылью после двух тысяч лет, проведенных под землей, в свое время они выглядели впечатляюще», — говорит доктор Гленн Годенхо, старший преподаватель археологии в Ливерпульском университете.

Рентгеновский анализ показал, что тела принадлежали мужчине и женщине. Ученые считают, что эти люди тесно общались с самой царицей. Возможно, они были священнослужителями, которые играли серьезную роль в поддержании власти фараонов. Эту гипотезу подтверждает изображение скарабея, выгравированное на золотом покрытии одной из мумий. В Древнем Египте скарабей был символом возрождения и загробной жизни, и его образ часто использовали жрецы.

Доктор Кэтлин Мартинес и доктор Глен Годенхо в храме Тапосирис-Магна. / © Arrow Media

Ранее при раскопках в Тапосирис-Магна археологи обнаружили обезглавленную статую фараона, который, предположительно, был Птолемеем IV, и плиту с надписью, подтверждающей, что храм построили в честь богини Исиды — одной из важных фигур древнеегипетского пантеона богов. Клеопатра, согласно письменным источникам, считала себя живым воплощением Исиды. Кроме того, на территории нашли алебастровую голову царицы, а на месте алтаря — 200 монет с ее именем и профилем.

Последние раскопки могут указать на место погребения Клеопатры. Кэтлин Мартинес, археолог, который работает на этом участке более 14 лет и возглавляет текущие раскопки, убеждена, что именно в этом храме они найдут гробницу, хотя сейчас изучена лишь его небольшая часть.

Клеопатра была последней представительницей древнеегипетского рода Птолемеев, который правил страной в течение трех веков. Останки фараонов этой династии до сих пор не обнаружены, хотя ранее удавалось найти масштабные захоронения IV-I веков до нашей эры (время правления Птолемеев) и отдельные гробницы, которые, возможно, принадлежат членам этого рода.

Открытие первой гробницы в Тапосирис-Магна снимали для нового документального фильма, который выйдет 16 июля. В нем археологи подробно расскажут, как проходили раскопки.

Мария Кривоченко

Ученые разработали модель, которая позволяет высчитать скорость изменения горного ландшафта. С ее помощью удалось установить, что среднегодовое количество осадков влияет на эрозию пород и может деформировать горы.