Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
20 января
3 507

В Египте нашли гробницу с мумиями крокодилов

3.7

Между погребениями древнеегипетских высших чиновников и жрецов кто-то похоронил десять высушенных рептилий. Причем объектом захоронения были именно они: останков людей в их гробницах нет.

Ранее археологи не находили гробниц, в которых были бы похоронены только крокодилы / ©Bea De Cupere et al.

В 2019 году археологи из Хаэнского университета (Испания) обнаружили гробницу с мумиями крокодилов в Куббат-эль-Хава, расположенном недалеко от города Асуан на юге Египта. В небольшой гробнице, вырубленной в скале, находились пять черепов и пять относительно целых крупных крокодилов.

Гробница расположена рядом с шестью другими, но в них похоронены уже люди без крокодилов. Известно, что Куббат-эль-Хава служил местом погребения чиновников и жрецов с Древнего царства (XXVIII-XXI века до нашей эры) и вплоть до римского времени. Радиоуглеродное датирование до сих пор не проведено, но по косвенным признакам гробница с крокодилами относится к доптолемеевской эпохе, то есть ранее 304 года до нашей эры. Далее мумиями занялись зооархеологи, а результаты их работы опубликованы в журнале PLOS One.

Стрелка показывает на гробницу крокодилов. В остальных хоронили людей / ©Bea De Cupere et al.

Находка в Куббат-эль-Хава — не первый случай, когда археологи раскапывают мумифицированных животных. Ранее исследователи древнеегипетских храмов и гробниц уже встречали мумии кошек, птиц и тех же крокодилов. Египтологи объясняют выбор именно этих существ тем, что они были объектами поклонения, так как ассоциировались с тем или иным божеством.

Крокодил — это символ Себека, бога воды, отвечающего за разливы Нила, а также отпугивающего силы тьмы и защищающего людей и зверей. Первоначально Себека изображали как человека с головой крокодила. Центром его культа был Шедет (греки позже назвали город Крокодилополем) в Файюмском оазисе, где, по всей видимости, проводили ритуалы с участием крокодилов.

Себек также ассоциировался с фараонской властью, плодородием и военной доблестью, к нему обращались в первую очередь для защиты от опасностей, связанных с Нилом. Некоторые египтологи полагают, что постепенно Себека стали отождествлять с Ра (верховное божество, по совместительству — бог Солнца), Амоном (бог воздуха) и Хонсу (бог Луны).

«Крокодилья» гробница в Куббат-эль-Хава уникальна тем, что это первый случай, когда в погребальной камере находятся мумии только животных. Обычно мумифицированные звери и птицы входили в погребальный инвентарь какого-либо важного жреца.

В Египте известно около 20 захоронений с мумиями крокодилов. В основном это были детеныши рептилий, которых нашли еще в конце XIX — начале XX века и разобрали по музеям. Это первый случай, когда крокодилов в одном захоронении, да еще в неграбленном, так много.

На морде рептилии видно, что даже чешуя очень хорошо сохранилась / ©Bea De Cupere et al.

Самый маленький крокодил имеет длину 1,8 метра, самый большой — 3,5 метра. Они принадлежат к двум разным видам: нильскому (Crocodylus niloticus) и западноафриканскому (Crocodylus suchus) крокодилам. Авторы исследования поясняют разницу между ними примерно так: нильский крокодил просто вас съест, а рядом с западноафриканским вы можете спокойно поплавать (но почему-то не тянет).

В самой гробнице археологи нашли следы льна, пальмовых листьев и веревки: по крайней мере некоторых из крокодилов когда-то заворачивали. Позже льняные повязки сгнили. Это произошло, так как их не пропитали большим количеством смолы, что характерно для мумий, изготовленных в более поздние периоды.

Крокодилов высушили в песке, а затем поместили в гробницу / ©Bea De Cupere et al.

Если бы крокодилы были «спеленаты» как поздние мумии, то все, что осталось бы ученым, — это рентгенограмма и прочие неразрушающие методы исследований. В данном случае зооархеологи могли нормально изучить то, что осталось от рептилий.

Три скелета были почти полными, а у двух других отсутствовали некоторые части тела. Авторы работы пришли к выводу, что первоначально крокодилов похоронили в другом месте — возможно, в песчаных ямах. Там они высохли, мумифицировавшись таким образом, а затем их извлекли из песка, завернули в лен и листья и перенесли в гробницу в Куббат-эль-Хава. Части тел, по мнению ученых, были потеряны во время упаковки и транспортировки.

По настенным росписям мы знаем, что египтяне в основном ловили крокодилов сетями. Но на рептилиях из Куббат-эль-Хава нет следов забоя. Возможно, их утопили, задушили или перегрели, выставив на солнце на длительное время.

Гастролиты / ©Bea De Cupere et al.

Один нильский крокодил сохранился настолько хорошо, что внутри него исследователи обнаружили гастролиты — камни в обособленной мускульной части желудка, которые помогают этим животным сохранять равновесие в воде. Гастролиты указывают на то, что крокодила не вскрывали и не вынимали его внутренности.