23.06.2015
Редакция Naked Science
3 113

В древнеегипетском святилище бога мертвых Анубиса обнаружили миллионы мумий собак

Исследуя окруженный песками северной Сахары храмовый комплекс на территории современного Марокко, археологи обнаружили около 8 млн мумифицированных останков собак всех пород и возрастов – и скелет давно вымершего морского животного. Трудно сказать, совпадение ли это или древний гигант, исчезнувший более 48 млн лет назад, был особенно ценным подношением «шакалоголовому» проводнику душ в мир иной.

1-dog-burial

Окаменелые останки вымершего Aegirocassis benmoulae были найдены еще несколько лет назад и идентифицированы весной нынешнего года. А недавно ученым удалось оценить и громадные объемы мумифицированных собак – и общую картину катакомб святилища Анубиса они представили в работе, опубликованной журналом Antiquity.

За прошедшие тысячелетия собачьи мумии оказались сильно повреждены, многие из них потревожили мародеры, случайные визитеры и просто местные жители, которые использовали эту органику в качестве удобрений. Однако даже то, что сохранилось до наших дней, позволяет оценить огромное экономическое значение, которое имела «работа с животными» в рамках культа Анубиса.

Северо-Западная Сахара того времени – между 750 и 330 годами до н.э. – была далеко не так пустынна, как в наши дни: там работало множество храмов и царила оживленная жизнь по обслуживанию этих сооружений, их владельцев и посетителей. Места хватало всем – и всем животным, приносившимся в жертву богам.

Сегодня на этом месте археологи ведут раскопки сложной и разветвленной сети тоннелей, погребенных под песком. Масштабные работы продолжаются уже больше ста лет: первое упоминание о «собачьих катакомбах» встречается в работе 1897 года. Французский исследователь Жак де Морган (Jacques de Morgan) зарисовал схему двух таких тоннелей, один из которых сейчас недоступен из-за обвала, случившегося после землетрясения в 1992 году.

Зато за эти годы удалось найти множество – десятки – незамеченных тогда ходов. Вся сеть имеет довольно внушительные размеры: протяженность одного только центрального туннеля превышает 170 м, а длина боковых – 140 м. По современным представлениям, кладбищенское святилище было возведено в IV веке до н.э., причем на постройку пошли местные отложения пород эоцена возрастом 48-56 млн лет. Так что обнаружение здесь останков древнего животного большой неожиданностью не стало, хотя и оказалось приятным сюрпризом для ученых.

Исследованный погребальный комплекс служил одним из кладбищ древнеегипетской столицы Мемфиса, и в них обнаруживаются мумии самых разных животных, в том числе бабуинов, ибисов, быков, шакалов, лис, мангустов и соколов. Но собак здесь больше всего – порядка 92% всех останков общим числом около 8 млн.

Археологи считают, что умерли они не насильственно: тела не сохранили ни переломов, ни других следов, как на кошачьих останках из других египетских святилищ. Скорее всего, собак, предназначенных в жертву Анубису, выращивали специально и заставляли умирать от жажды и голода. С учетом размаха жертвоприношений такая «сфера бизнеса» могла играть заметную роль в экономике всего Древнего Египта того времени и эпохи Птолемеев. До тех пор, пока страну не покорили римляне, с приходом которых многие жестокие жреческие практики были запрещены.