23.06.2015
Редакция Naked Science

В древнеегипетском святилище бога мертвых Анубиса обнаружили миллионы мумий собак

Исследуя окруженный песками северной Сахары храмовый комплекс на территории современного Марокко, археологи обнаружили около 8 млн мумифицированных останков собак всех пород и возрастов – и скелет давно вымершего морского животного. Трудно сказать, совпадение ли это или древний гигант, исчезнувший более 48 млн лет назад, был особенно ценным подношением «шакалоголовому» проводнику душ в мир иной.

1-dog-burial

Окаменелые останки вымершего Aegirocassis benmoulae были найдены еще несколько лет назад и идентифицированы весной нынешнего года. А недавно ученым удалось оценить и громадные объемы мумифицированных собак – и общую картину катакомб святилища Анубиса они представили в работе, опубликованной журналом Antiquity.

За прошедшие тысячелетия собачьи мумии оказались сильно повреждены, многие из них потревожили мародеры, случайные визитеры и просто местные жители, которые использовали эту органику в качестве удобрений. Однако даже то, что сохранилось до наших дней, позволяет оценить огромное экономическое значение, которое имела «работа с животными» в рамках культа Анубиса.

Северо-Западная Сахара того времени – между 750 и 330 годами до н.э. – была далеко не так пустынна, как в наши дни: там работало множество храмов и царила оживленная жизнь по обслуживанию этих сооружений, их владельцев и посетителей. Места хватало всем – и всем животным, приносившимся в жертву богам.

Сегодня на этом месте археологи ведут раскопки сложной и разветвленной сети тоннелей, погребенных под песком. Масштабные работы продолжаются уже больше ста лет: первое упоминание о «собачьих катакомбах» встречается в работе 1897 года. Французский исследователь Жак де Морган (Jacques de Morgan) зарисовал схему двух таких тоннелей, один из которых сейчас недоступен из-за обвала, случившегося после землетрясения в 1992 году.

Зато за эти годы удалось найти множество – десятки – незамеченных тогда ходов. Вся сеть имеет довольно внушительные размеры: протяженность одного только центрального туннеля превышает 170 м, а длина боковых – 140 м. По современным представлениям, кладбищенское святилище было возведено в IV веке до н.э., причем на постройку пошли местные отложения пород эоцена возрастом 48-56 млн лет. Так что обнаружение здесь останков древнего животного большой неожиданностью не стало, хотя и оказалось приятным сюрпризом для ученых.

Исследованный погребальный комплекс служил одним из кладбищ древнеегипетской столицы Мемфиса, и в них обнаруживаются мумии самых разных животных, в том числе бабуинов, ибисов, быков, шакалов, лис, мангустов и соколов. Но собак здесь больше всего – порядка 92% всех останков общим числом около 8 млн.

Археологи считают, что умерли они не насильственно: тела не сохранили ни переломов, ни других следов, как на кошачьих останках из других египетских святилищ. Скорее всего, собак, предназначенных в жертву Анубису, выращивали специально и заставляли умирать от жажды и голода. С учетом размаха жертвоприношений такая «сфера бизнеса» могла играть заметную роль в экономике всего Древнего Египта того времени и эпохи Птолемеев. До тех пор, пока страну не покорили римляне, с приходом которых многие жестокие жреческие практики были запрещены.

Атомная подводная лодка «Князь Олег» осуществила стрельбу баллистической ракетой «Булава» из Белого моря по полигону Кура. Пуск провели из подводного положения. Боевые блоки успешно достигли заданного района.

Двадцать пятого октября, в 05:00 (мск), должен состояться запуск ракеты-носителя H-IIA 202 с навигационным спутником QZS-1R. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.