Эксперты о квантовых компьютерах
25 мая

Археологи узнали, что древние иудеи ели некошерную пищу

4.5

Ученые исследовали древние рыбьи кости из археологических памятников в Израиле и выяснили, что рацион древних иудеев отличался от ветхозаветных диетических законов.

Археологи узнали, что древние иудеи ели некошерную пищу / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Tel Aviv. Целью ученых из Ариэльского и Хайфского университетов (Израиль) было узнать происхождение законов Ветхого Завета, касающихся еды, которые до сих пор соблюдаются многими евреями. Один из таких канонов — запрет на употребление в пищу любых видов рыб, у которых нет чешуи и плавников.

Для этого специалисты проанализировали 56 археологических комплексов по всему Южному Леванту — начиная с позднего бронзового века и до конца византийского периода (примерно с 1550 года до нашей эры по 640 год нашей эры). В итоге они выдвинули предположение, что иудейские предпочтения в еде берут начало вовсе не в древних традициях, которые затем перекочевали в Пятикнижие, а в более поздней их модификации.

Изучив тысячи рыбьих останков, которые нашли в археологических памятниках, ученые показали, что до появления Ветхого Завета иудеи ели рыбу без чешуи и плавников. Во многих иудейских поселениях, относящихся к железному веку (1130-586 годы до нашей эры), в том числе в столице Иудеи Иерусалиме, костные скопления включали значительную часть остатков некошерных рыб. Другим ключевым открытием археологов стало свидетельство употребления некошерной рыбы в Иерусалиме в персидскую эпоху (539-332 годы до нашей эры).

А вот в римский период рыбные кости некошерных видов практически отсутствуют. А те, что есть, указывают на некоторое несоблюдение правил среди иудеев. В дальнейшем авторы намерены изучить больше рыбных останков римской эпохи, чтобы понять, в какой конкретно момент местное население перешло на кошерную пищу.

Российские ученые впервые обобщили многолетние исследования десятка научных групп, посвященных геологии Тянь-Шаня. Это позволило определить основные «блоки», из которых состоит горный комплекс, и создать карты наиболее сейсмически активных областей. Полученные данные помогут не только распознать зоны с наибольшей вероятностью землетрясений, но также проследить историю образования этой горной системы.

Ученые из Ирака и Италии нашли остатки крупного завода по производству вина времен Ассирии, а также монументальные барельефы, изображающие царей и богов.