25.05.2021
5 697

Археологи узнали, что древние иудеи ели некошерную пищу

4.5

Ученые исследовали древние рыбьи кости из археологических памятников в Израиле и выяснили, что рацион древних иудеев отличался от ветхозаветных диетических законов.

Археологи узнали, что древние иудеи ели некошерную пищу / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Tel Aviv. Целью ученых из Ариэльского и Хайфского университетов (Израиль) было узнать происхождение законов Ветхого Завета, касающихся еды, которые до сих пор соблюдаются многими евреями. Один из таких канонов — запрет на употребление в пищу любых видов рыб, у которых нет чешуи и плавников.

Для этого специалисты проанализировали 56 археологических комплексов по всему Южному Леванту — начиная с позднего бронзового века и до конца византийского периода (примерно с 1550 года до нашей эры по 640 год нашей эры). В итоге они выдвинули предположение, что иудейские предпочтения в еде берут начало вовсе не в древних традициях, которые затем перекочевали в Пятикнижие, а в более поздней их модификации.

Изучив тысячи рыбьих останков, которые нашли в археологических памятниках, ученые показали, что до появления Ветхого Завета иудеи ели рыбу без чешуи и плавников. Во многих иудейских поселениях, относящихся к железному веку (1130-586 годы до нашей эры), в том числе в столице Иудеи Иерусалиме, костные скопления включали значительную часть остатков некошерных рыб. Другим ключевым открытием археологов стало свидетельство употребления некошерной рыбы в Иерусалиме в персидскую эпоху (539-332 годы до нашей эры).

А вот в римский период рыбные кости некошерных видов практически отсутствуют. А те, что есть, указывают на некоторое несоблюдение правил среди иудеев. В дальнейшем авторы намерены изучить больше рыбных останков римской эпохи, чтобы понять, в какой конкретно момент местное население перешло на кошерную пищу.

Американские исследователи проверили предположение о том, что самозанятость влияет на факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний за счет автономности, гибкого графика и отсутствия дискриминации по половому признаку на рабочем месте.

В Южной Корее разработали полимерное покрытие, способное к быстрому и многократному самовосстановлению под действием инфракрасного излучения.

Порой для того, чтобы просто увидеть окаменелость в окружающей ее породе, приходится применять нестандартные методы — например, нейтронную томографию, с помощью которой группа немецких и аргентинских ученых открыла новый вид цинодонтов, ближайших родственников современных млекопитающих.