Наклейка-детектор выявит опасные бактерии в мясе

Наклейка-детектор выявит опасные бактерии в мясе

В Канаде создали биосенсор Sentinel Wrap, который начинает светиться в присутствии кишечной палочки в испорченном мясе.

58-researchersd

Исследователи из Университета Макмастера в Канаде разработали прозрачный сенсорный «пластырь», способный обнаружить опасные бактерии в мясных продуктах. При контакте с патогенной кишечной палочкой материал начинает светиться. Авторы проекта считают, что со временем подобные детекторы смогут заменить маркировку со сроком годности на упаковках. Статья о разработке опубликована в журнале ACS Nano.

Основа наклейки выполнена из прозрачного и гибкого циклоолефинового полимера (COP). На тонкий слой полимера нанесли дезоксирибозимы — молекулы ДНК, обладающие каталитической активностью и способные расщеплять другие молекулы, в том числе молекулы РНК. Для создания прототипа использовали дезоксирибозим RFD-EC1, который вступает в реакцию только в присутствии кишечной палочки. На наклейке находится слабосветящийся субстрат, чье свечение подавляет белок-«гаситель» (quencher). При появлении кишечной палочки RFD-EC1 активируется и разрушает связь с «гасителем» — наклейка начинает флуоресцировать.

По словам исследователей, ранее такие сенсоры никогда не наносили на гибкую полимерную поверхность. Для изготовления прототипа инженеры применили струйную печать: микроскопические капли вещества распылили на подготовленную основу. Полученный сенсор остается эффективным как минимум две недели. При этом состав наклейки не вступает в реакцию с годным к употреблению продуктом.

Схема работы Sentinel Wrap / © ACS Nano

Разработчики наклеек-детекторов говорят, что технология позволяет создать сенсоры, чувствительные и к другим патогенным бактериям, включая сальмонеллу. Такие наклейки можно размещать на упаковках различных продуктов и напитков. Производство сенсоров сравнительно недорого, поэтому в будущем их можно использовать вместо маркировки с указанием срока годности. Такой метод более надежен, поскольку продукт порой начинает портиться и до истечения срока — например, при неправильном хранении.

Ранее канадские ученые создали детектор для поиска кишечной палочки с помощью вирусов-бактериофагов.

Современные представления о Вселенной опираются на то, что первое поколение звезд должно резко отличаться от нынешних – быть много массивнее, и содержать мало тяжелых элементов. Именно такие светила должны были наработать вещества тяжелее лития, без которых невозможны ни жизнь, ни твердые планеты. Однако новая работа не нашла никаких признаков таких объектов вплоть до глубокой древности, ставя вопрос о том, как же могли сформироваться современные звезды, типа нашего Солнца.