Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые доказали, что легендарный Солнечный камень викингов действительно работает
Ученые выяснили, что мистический Солнечный камень (Solstenen) из древних легенд можно использовать для морской навигации.
Когда викинги ходили на драккарах в Гренландию в конце X века, компаса у них не было. В Европе он появился лишь в конце XVI века. Но как они преодолевали 1600 морских миль, не сбиваясь с курса на протяжении трех и более недель? При этом им надо было попасть в определенную точку острова.
Археолог Габор Хорват (Gabor Horvath) поясняет:
«Легенды викингов (так называемые саги) повествуют о таинственном инструменте — Cолнечном камне, — при помощи которого они могли определить положение Солнца, невидимого в пасмурную или туманную погоду».
Например, в Саге о короле Олафе (правил в Норвегии в 955–1030 годы) есть мистическая история о том, как он проводит ночь в странном вращающемся доме, где видит странный сон о Cолнечном камне:
«Король заставил людей смотреть — и они нигде не могли видеть ясное небо. Затем он попросил Сигурдура рассказать, где в то время было солнце. Он дал четкое направление. Затем король приказал принести солнечный камень, поднял его и увидел, где свет излучается от камня, и таким образом проверил предсказание Сигурдур».
Описание напоминает некую сказку, однако в 1948 году был найден реальный экземпляр диска Уунартока. В сочетании с неким Cолнечным камнем (Solstenen), согласно легендам, он служил главным навигационным прибором.
Ученые, проанализировав сохранившиеся тексты легенд и найденные артефакты, поняли, что это специальные солнечные часы с пометками, обозначающими стороны света, и резьбой, которая соответствует изменениям тени от гномона солнечных часов. Он, в свою очередь, зависит от равноденствия и солнцестояния весной и летом. При соблюдении правильных времени и места, то есть на северной широте около 61° с мая по сентябрь, погрешность составляла всего четыре градуса. Понятно, что викинги ходили в Гренландию именно летом.
Для работы диска Уунартока был необходим Солнечный камень. Археолог Т. Рамскоу из Дании еще в 1969 году предположил, что это некий природный кристалл, который поляризует проходящий через него свет.
Вспомним, что свет, проходя через такой кристалл, расщепляется на два луча с разной поляризацией. Соответственно, яркость видимых изображений зависит от поляризации исходного света и различается между собой. Викинги поняли эту закономерность и плавно меняли положение кристалла, пока оба видимых изображения не получали одинаковую яркость. Этот метод эффективен даже в туманную погоду.
На роль Solstenen теоретически годились турмалин, иолит и исландский шпат. Как предполагают ученые, предпочтение отдавали последнему. Итоги исследования были опубликованы в 2011 году.
Кристалл исландского шпата / © ArniEin, Wikimedia Commons
Однако описанные выше идеи были лишь предположениями. Расстояние очень велико — разве можно было добраться до Гренландии при помощи таких приборов?
Новое исследование показало, что это реально. Г. Хорват использовал компьютерную модель морского путешествия из порта Берген (Норвегия) в поселок Хварф (Hvarf) на южном побережье Гренландии. Виртуальные корабли начинали свой поход в период весеннего равноденствия или летнего солнцестояния. Облачность выбирали случайным образом.
Затем программа имитировала использование кристаллов кальцита, кордиерита, турмалина и аквамарина, учитывая реальные параметры этих минералов, с определенной заранее частотой. Путешествие считалось успешным, если корабль прибывал достаточно близко к горам побережья Гренландии в нужном месте.
Программа сверяла направление каждые три часа, и 92% кораблей выполняли свою миссию. Правда, если направление сверяли каждые четыре часа, то успешность навигации резко падала: до места прибытия добирались менее двух третей кораблей. Г. Хорват, комментируя результаты, уточняет:
«Неизвестно, действительно ли викинги использовали этот метод. Однако, если это и правда так, то ориентировались они точно».
Обычно выбрасываемое кометой вещество придает ей заметное ускорение. Как выяснилось, с третьим известным науке межзвездным объектом 3I/ATLAS этого практически не происходит, хотя у него есть и кома, и хвост. Астрофизики сейчас пытаются найти этому объяснение.
Резкий крен, падение в воздушную яму и тревожный сигнал ремней безопасности — знакомые ощущения для любого, кто часто летает. Для миллионов пассажиров турбулентность остается главным источником дискомфорта и страха в полете. Но авторы нового исследования обещают перевести ее из разряда непредсказуемых явлений в область точной науки. Они заявили о создании, возможно, самой передовой математической модели турбулентности, которая поможет сделать полет гораздо спокойнее.
ТЭС на ископаемом топливе — причина смерти многих сотен тысяч человек в год. Их замещение поэтому неизбежно, но вот чем? ВИЭ нестабильны в выработке, из-за чего мы видим страновые блэкауты в Испании и ужесточение правил их ввода в Китае с этого года. Атом, напротив, крайне стабилен. Только вот при текущем сценарии использования ядерного топлива разведанные запасы урана слишком малы, чтобы быть долгосрочной основой для недорогой энергии. Пока их хватает, а что будет завтра? Именно ответу на этот вопрос и посвящены два страхующих друг друга прорывных российских проекта по замыканию топливного цикла.
Обычно выбрасываемое кометой вещество придает ей заметное ускорение. Как выяснилось, с третьим известным науке межзвездным объектом 3I/ATLAS этого практически не происходит, хотя у него есть и кома, и хвост. Астрофизики сейчас пытаются найти этому объяснение.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Резкий крен, падение в воздушную яму и тревожный сигнал ремней безопасности — знакомые ощущения для любого, кто часто летает. Для миллионов пассажиров турбулентность остается главным источником дискомфорта и страха в полете. Но авторы нового исследования обещают перевести ее из разряда непредсказуемых явлений в область точной науки. Они заявили о создании, возможно, самой передовой математической модели турбулентности, которая поможет сделать полет гораздо спокойнее.
Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии