• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
7 марта
Александр Березин
45
7 852

Повторный взрыв Starship V2 указал на общие проблемы с ракетами Королева и фон Брауна

5.7

На восьмой минуте полета в двигательном отсеке второй ступени начался пожар. Он завершился взрывом, причем не от срабатывания системы самоподрыва, как должен был, а именно в результате неконтролируемого горения. При испытаниях первой версии второй ступени Starship V1 такого не было. Практически наверняка корнем проблем стало изменение параметров при создании второй версии корабля.

Восьмой полет Starship, момент старта / © SpaceX

Сегодня, в 2.30 по Москве, компания SpaceX провела восьмой испытательный пуск своей системы Starship. Как и в седьмом полете, вторая ступень была новой — Starship V2, каких до этого года не запускали. Объем баков у нее стал на четверть больше, они вмещают 1500 тонн топлива, а не 1200, как у Starship V1. Кроме того, она длиннее прежней на 1,8 метра. За счет этого и общая длина обеих ступеней Starship выросла до 123,1 метра. Особая важность Starship V2 в том, что именно она должна стать основой для Starship НLS, которая вернет человечество на Луну в ближайшие несколько лет.

Однако восьмой полет прошел во многом по сценарию седьмого: первая ступень отработала нормально, а вторая — нет. Первую, как и в прошлые два раза, удалось посадить на Мехазиллу (через 6 минут 57 секунд после старта). Была пара двигателей, которые не перезапустились для торможения вовремя.

Но поскольку Starship, как и Н-1 Королева, имеет десятки двигателей на первой ступени, несрабатывание части из них еще не угрожает штатной работе. К сожалению, сценарий седьмого полета повторила и вторая ступень: она погибла за 20 секунд до первого запланированного выключения двигателей.

На видео трансляции из двигательного отсека корабля видно начало пожара примерно через 7 минут 44 секунды после взлета. Судя по всему, огонь начался в районе одного из вакуумных двигателей Raptor (у корабля их три, и еще три атмосферные версии Raptor). Через 21 секунду началось отключение двигателей. В 8.07 произошел взрыв умеренной силы. После этого работало уже только два двигателя из шести, из-за чего корабль начал крутиться вокруг продольной оси. В 9.09 отключился еще один двигатель, а в 9.35 пропала связь со ступенью.

Начало пожара в двигательном отсеке / © SpaceX

Похоже, примерно в это время остатки топлива сдетонировали. Обломки рассеялись на значительной площади, вызвав временную остановку полетов из нескольких аэропортов. Поскольку в момент начала пожара все двигатели работали, наиболее вероятная его причина — разрыв трубопроводов и течь компонентов топлива в двигательный отсек.

Это произошло несмотря на систему вакуумирования трубопроводов, установленную на корабль версии Starship V2 и отсутствовавшую на Starship V1. При этом Starship V1 летал, и без подобных взрывов. Причина течи может быть разной, но пока отраслевые наблюдатели подозревают две основные: гармонические колебания корабля, и, с меньшей вероятностью, колебания типа «Пого».

Первые часто возникают, когда ракету в ходе модернизации удлиняют без увеличения жесткости конструкции. Аэродинамические силы действуют на ракету с изменившейся длиной сильнее — и особенно это проявляется по мере расхода топлива, когда весовой баланс ракеты сильно меняется, и вся она становится во много раз легче.

Ловля первой ступени в этот раз прошла жестче, чем когда-либо раньше. Иными словами, скорость при касании Mechazilla была выше, а расход топлива на торможение перед подхватом, напротив. меньше, чем раньше. Это преднамеренная политика компании, пытающейся свести к минимум затраты топлива при ловле первой ступени. В теории такой же путь предстоит и второй, после того, как ее отработают в достаточной мере, чтобы начать ловить / © SpaceX

Поскольку проблемы начались незадолго до запланированного времени отключения двигателей, гармонические колебания — возможная причина потери Starship V2 как в седьмом, так и в восьмом пуске. В 1960-х аналогичные колебания приводили к гибели ракет как Королёва, так и фон Брауна. Обычно проблему решали дополнительными ребрами жесткости, навариваемыми изнутри. Однако перед восьмым полетом Starship внутри корабля дополнительные усиления вварили. Тем не менее, повторился сценарий седьмого полета. Правда, гармонические колебания вызываются действием набегающего воздуха на ракету, а плотность атмосферы на той высоте, где находился корабль в момент начала пожара очень мала.

Другая вероятная причина гибели корабля — колебания типа «Пого». Их запускает нестабильность сгорания в камере двигателя. Хотя в 1960-х это было частой причиной аварий на советских и американских ракетах, в случае Starship это не обязательно причина случившегося. Его ступени проходят стендовые испытания на Земле, в ходе которых горение в двигателях Raptor показывает отличную устойчивость. Конечно, такая отработка не воспроизводит условий горения на большой высоте, где давление забортного воздуха мало. В то же время, неочевидно, почему бы вакуумный Raptor мог работать менее стабильно, чем Raptor атмосферный, на уровне моря. С другой стороны, большая высота начала колебаний скорее говорит в пользу того, что они относятся к типу «Пого».

Несмотря на то, что окончательно диагностировать причины гибели кораблей в седьмом и восьмом полете пока рано, общие выводы из случившегося все же напрашиваются. Илон Маск, технический директор и главный инженер компании все время концентрируется на отработке теплового щита, справедливо считая это самой главной проблемой многоразовых кораблей. Но похоже, что при этом он уделил недостаточно внимания более традиционным проблемам ракет — например, гармоническим колебаниям.

В то же время, если дело только в них, то это проблема должна быть сравнительно легко решаема усилением конструкции ребрами жесткости. Если корень зла в работе вакуумных Raptor, то здесь выход искать несколько дольше. Но и это вполне реально в умеренные сроки. Параллельно стоит отметить безупречную поимку первой ступени Starship три пуска подряд. Это показывает впечатляющую надежность Mechazilla и высокие перспективы повторного использования первой ступени системы уже в ближайшие месяцы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Сегодня, 09:38
Редакция Naked Science

Квентин Маркос (Quentin Marcos) — концепт-художник и цифровой иллюстратор из Парижа, специализирующийся на создании научно-фантастических миров. Его работы переносят зрителя в далёкие планеты, футуристические города и альтернативные реальности, наполненные захватывающими сюжетами и атмосферной детализацией.

11 часов назад
Полина Меньшова

Ученые из США смогли вырастить зубы, напоминающие человеческие, во рту свиней. Для их создания использовали клетки свиных и человеческих зубов. Как удалось это сделать и как результаты эксперимента могут изменить стоматологию, исследователи описали в новой научной статье.

Позавчера, 20:38
Редакция Naked Science

В 2024 году европейские страны активно наращивали импорт газа из России и в первом квартале 2025-го продолжали поддерживать высокий уровень его потребления. Это произошло, несмотря на запланированный отказ от такого импорта из нашей страны. Все это в комплексе побудило европейские власти отказаться и от будущего запрета на ввоз газа из России.

Сегодня, 09:38
Редакция Naked Science

Квентин Маркос (Quentin Marcos) — концепт-художник и цифровой иллюстратор из Парижа, специализирующийся на создании научно-фантастических миров. Его работы переносят зрителя в далёкие планеты, футуристические города и альтернативные реальности, наполненные захватывающими сюжетами и атмосферной детализацией.

11 часов назад
Полина Меньшова

Ученые из США смогли вырастить зубы, напоминающие человеческие, во рту свиней. Для их создания использовали клетки свиных и человеческих зубов. Как удалось это сделать и как результаты эксперимента могут изменить стоматологию, исследователи описали в новой научной статье.

22 апреля
ТПУ

Ученые ТПУ в составе научной группы провели комплексное исследование дисперсных магнитоэлектрических наночастиц ультрамалого размера и возможности их функционализации. Исследование показало, что наночастицы способны не только активировать, но и тормозить клеточные процессы с помощью магнитного поля. Такой подход в перспективе может стать основой для разработки новых методов лечения на основе нанотехнологий, например, в онкотерапии и регенеративной медицине.

8 апреля
Березин Александр

До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.

2 апреля
Березин Александр

Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

[miniorange_social_login]

Комментарии

45 Комментариев
Dmitr Sha
11.03.2025
-
1
+
Вертолётчики знают что с этим делать :) Даже DeepSeek знает _________ Контекст .. Ракета Saturn I: Это была первая крупная ракета-носитель, разработанная под руководством Вернера фон Брауна в NASA. Она использовалась для отработки технологий, которые позже применялись в более мощных ракетах, таких как Saturn IB и Saturn V. Двигатели H-1: Каждый двигатель H-1 работал на керосине (RP-1) и жидком кислороде (LOX) и развивал тягу около 900 кН. _____________________________ Инцидент с самостоятельным перезапуском Во время одного из испытаний на стенде в Космическом центре Маршалла (Хантсвилл, Алабама) произошло неожиданное явление: после штатного выключения двигателей один из двигателей самопроизвольно перезапустился. Это было связано с особенностями работы топливной системы и остаточным давлением в магистралях. ______________________________ Не знают верхние кремлины. Выделенное синим цветом в РЛЭ Ансата отсутствует, что как бы намекает: напечатано чтобы грамотные это поделие распилоёмкого авиапрома РФ случайно не купили Помогает, не экспортировано ни одного Ансата. Все такие недовертолёты эксплуатируются в принудительном порядке
-
2
+
А вообще тест Тюринга устарел. Вот статьи Березина для нейросеток настоящее испытание. Когда какой-нибудь Grok сумеет в них грокнуть вот тогда можно будет праздновать победу. А пока нейросетки начинают глючить и путаться в показаниях стоит им подсунуть статью автора на "анализ". Заметно что смысла написанного ИИ не понимают. Ну это и для человека порой не просто 😁
    Dmitr Sha
    11.03.2025
    -
    2
    +
    Иван, интеллектуальный уровень домашней кошки LLM недоступен. Планировать охоту и предвидеть реакцию хозяев на ночной тыгыдык языковые модели не могут. Это не косяк разрабов, а кризис модели
-
-8
+
Дело не в том, что автор слишком верит в пиндосовские девайсы. А в том, что вы не понимаете основной концетп пиндосовских изобретений. А именно то, что вещь произведенная, должна скоропостижно закончится. После её призентации и далее обновлённый продукт перекрывает часть недочетов от предшественника. И далее надежда. Что вместе с вашими деньгами и интересами. Они сделают конечный продукт. Только не сдавайтесть))).
    Алекс, не подскажете какую-то непиндосовскую ракету -- например, нашу -- у которой была бы надежность Фалькон 9 Блок 5? Ну или Фалькон 9 в целом. Такое же соотношение потерь полезной нагрузке к полетам без ее потери. Что? Таких непиндосовских ракет ноль? Ай-яй-яй. Как же так вышло?
    +
      ещё комментарии
      -
      -5
      +
      Александр, учи историю и её выводы. «Бура́н» — советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы
        -
        3
        +
        Алекс, а "Энергия" у вас тоже была многоразовая? 😏 И напомните сколько раз слетал тот Буран.
          -
          -2
          +
          Иван, а первую строку ты и не прочёл. Печально. И историю не знаешь, почему многоразовый корабль более не летал. Учись или проживи неучем.
            -
            2
            +
            А., хамство не аргумент а показатель низкого айкью. Что до истории так я жил в то время о котором ты пытаешься рассуждать. Главного ты так и не понял - многоразовым был лишь сам Буран и то лишь в теории. И совершенно не важно по какой причине он больше так и не летал. Проверить надежность о которой тебе рассказывал автор выше нет возможности. Может Буран был прекрасен, а может закончил бы так же как и другие амбициозные проекты, которые оказались на практике не столь хороши, взять хоть тот же Ту-144, эксплуатацию которого быстро свернули в отличии от Конкорда. У шаттлов, к слову, многоразовыми были и ускорители первой ступени (в отличии от Энергии) и даже такая система оказалась слишком дорогой для Америки. Вот тебе и причина почему Бураны больше не летали. Без всяких теорий заговора.
        Dmitriy Dorian
        10.03.2025
        -
        1
        +
        Алекс, который слетал один раз и на этом умер :)) Ага, образец надёжности.
-
1
+
Возможно, слишком быстрое внедрение инноваций на еще сырой конструкции. Первую ступень отладили, со второй - видимо, еще не один пуск потребуется
-
-2
+
Логика автора в двух словах - очередной взрыв старшипа указывает на высокую вероятность успеха 🙄🤪
    Иван, как автор отмечу: логика автора в другом. А именно: самая сложная часть отработки начнется уже после того, как СпейсИкс ликвидирует проблему с разрывом трубопроводов, убившим корабль при 7-м и 8-м запуске.
    +
      ещё комментарии
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно