Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Популяризатор науки раздобыл утерянные носители данных, полученных с «Лунохода-1»
Итальянский журналист и популяризатор науки в своем блоге поделился сенсацией: с ним на связь вышел обладатель уникальных магнитных лент, содержащих записи данных, которые «Луноход-1» передавал на Землю. Теперь Паоло Аттивиссимо ищет специалистов и любителей, готовых помочь в установлении истории этих бесценных артефактов, а также в расшифровке хранящейся на них информации.
Минувшая суббота озарилась почти никем не замеченной сенсацией в области космонавтики: блог Паоло Аттивиссимо (Paolo Attivissimo) пополнился потрясающей новостью. Энтузиаст, писатель, борец с теориями заговора и научно-популярный журналист сообщил, что в его распоряжении оказалась магнитная лента «Свема Тип-6», на которой записан поток данных, поступавших с «Лунохода-1». Причем это лишь затравка: неназванный благодетель, передавший катушку, сказал, что у него их много (общее количество не уточняется).
Паоло необходима помощь в оцифровке информации с этих носителей, переводе с русского языка аннотаций и записанных аудиосообщений, а также восстановлении всей истории магнитных лент. Личность обладателя артефактов советской лунной программы не разглашается. Известно лишь, что записи «спасены» из Пулковской обсерватории.
Паоло показал образцы магнитных лент и сопроводительных материалов ряду историков космонавтики, пожелавших (пока или вообще — не уточняется) остаться анонимными, и они подтвердили их безусловную подлинность (аутентичность). Кроме того, Аттивиссимо лично имел возможность изучить одну катушку в коробке и несколько листов записей от руки, вместе с которыми она хранилась.

©Paolo Attivissimo 
Записи от руки на коробке с магнитной лентой / ©Paolo Attivissimo 
Записи от руки на коробке с магнитной лентой / ©Paolo Attivissimo 
Записи от руки на коробке с магнитной лентой / ©Paolo Attivissimo 
Сопроводительный лист с отметками времени / ©Paolo Attivissimo 
Назначение этого сопроводительного листка пока неясно / ©Paolo Attivissimo
Стоит отметить, что имена обладателей объектов культурного наследия довольно часто сохраняются анонимными. Равно как и квалифицированных экспертов, оценивающих такие артефакты. Делается это по ряду причин, одна из самых очевидных среди которых — не самая высокая юридическая чистота процессов получения уникальных предметов в свое распоряжение.
Возможно, владелец этих пленок просто забрал никому не нужный после развала СССР ящик с записями. А может, и «честно его прикарманил». В любом случае запущенный Аттивиссимо процесс говорит о главном: аноним хочет сделать содержимое сокровищ достоянием мировой общественности. Так что безотносительно легальности артефактов с точки зрения морали этот жест однозначно похвальный.
План Паоло одновременно прост и при этом астрономически сложен. Сейчас итальянский популяризатор науки просит всех неравнодушных энтузиастов от космонавтики и истории попробовать найти следы пленок в открытых и не очень источниках. То есть любыми доступными способами узнать их происхождение, назначение и весь исторический путь. Пока не до конца ясно даже, оригиналы это или снятые с них первые копии. Судя по качеству сигнала, циклов копирования либо не было, либо их совсем немного.
В качестве образца всей коллекции Аттивиссимо передали запись одного из сеансов связи с «Луноходом-1». Он произошел в марте 1971 года, во время пятого лунного дня работы советского ровера на поверхности естественного спутника Земли. На магнитной ленте запечатлен поток данных (предположительно, панорама с камер), которому аккомпанирует мужской голос, комментирующий запись. При прямом чтении пленки речь идет в обратном направлении, так что для адекватного восприятия при оцифровке имеющегося фрагмента ее «развернули».
Несмотря на активное освещение миссий «Луноходов» в средствах массовой информации и научно-популярной литературе, в публичном доступе сохранилось не так уж много оригинальных изображений, полученных от этих аппаратов. Во многом это обусловлено техническими ограничениями: роверы не могли отправить на Землю кассеты с отснятой пленкой, так что картинка кодировалась видиконами, которые передавали аналоговый сигнал сразу в ЦУП. Это привело к низкому качеству фотографий и неизбежному отсутствию каких-либо «оригиналов». А те панорамы и снимки, что находятся в экспозициях музеев и на страницах книг — либо самые известные фотографии, либо наилучшего качества. Остальные тысячи изображений хранятся в архивах.
Все архивные снимки — фактически копии копий. Обнаружение столь «близких к источнику» носителей информации способно изрядно пополнить культурный фонд советской космонавтики. Особенно если анонимная коллекция не ограничивается парой магнитных лент, а действительно представляет собой набор катушек.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии