Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Китай приступил к испытаниям орбитального тормозного парашюта
Шанхайская академия космических технологий отчиталась о начале ранее незаявленного эксперимента. На недавно запущенной ракете «Чанчжэн-2D» китайские инженеры разместили тестовое устройство для ускоренного сведения с орбиты космического мусора — своеобразный тормозной парашют, или парус.

В рамках 60-го полета «Чанчжэн-2D» (CZ-2D) на орбиту высотой около 500 километров 23 июня были выведены три спутника серии «Яогань-35» (вторая группа). Их назначение официально описывается как аппараты для «проведения экспериментов, выполнения разведки земных ресурсов, оценки сельскохозяйственных посевов и задач по снижению негативных последствий природных бедствий». Иными словами, это аппараты дистанционного зондирования Земли. По косвенным данным, спутники подсерий A и B — оптические разведывательные аппараты, а подсерии C — радарные.
Через пару недель после успешного запуска выяснилось, что миссия несла дополнительную полезную нагрузку. Как пишет портал Space.com со ссылкой на Шанхайскую академию космических технологий (SAST), через день после отделения аппаратов «Яогань-35» началось развертывание тормозного парашюта. Он размещен на адаптере полезной нагрузки и представляет собой несколько лепестков фольги на телескопических направляющих. Общая площадь паруса — около 25 квадратных метров.
По расчетам инженеров миссии, устройство должно привести к тому, что конструкция общей массой порядка 300 килограммов войдет в плотные слои атмосферы за два года. В качестве контрольного объекта для эксперимента используют верхнюю ступень CZ-2D — ее траектория по окончании работы не слишком отличается от таковой адаптера полезной нагрузки. А последний за счет наличия паруса должен терять высоту гораздо быстрее и провести в космосе не обычные пять-десять лет для орбиты такой высоты, а сильно меньше.
Для любителей космонавтики существует легкий способ следить за ходом эксперимента. Адаптер полезной нагрузки, на котором раскрыт парус, и вторая ступень ракеты отслеживаются средствами наземного контроля отдельно. Их международные идентификаторы (COSPAR ID) — 2022-068E и 2022-068D соответственно. Сейчас орбитальные параметры обоих объектов примерно одинаковы (486 на 496 километров и наклонением в 35 градусов), но за столь короткий промежуток времени заметной разницы появиться и не могло. А вот уже через полгода высота 2022-068E должна стать ниже на несколько километров.
В последующие месяцы снижение будет ускоряться, пока объект не достигнет высоты в 170-200 километров. Срок дальнейшего существования адаптера полезной нагрузки будет измеряться днями, максимум — неделями.
Отметим, что это далеко не первый эксперимент по ускоренному сведению рукотворных объектов с орбиты за счет увеличения площади поверхности аппарата. Земная атмосфера простирается гораздо выше условной границы космоса — линии Кармана. Она крайне разрежена, но все равно влияет на любые вращающиеся вокруг планеты тела. Степень этого влияния напрямую зависит от площади поверхности объекта и его плотности.
Например, Международная космическая станция на каждом витке орбиты при заходе в тень Земли поворачивает свои гигантские солнечные панели параллельно курсу, чтобы снизить торможение об атмосферу. И все равно снижается примерно на 90 метров каждый день, что приводит к обязательным коррекциям орбиты раз в несколько месяцев.
Из всех способов очистки околоземного пространства от рукотворного мусора наиболее предпочтительными выглядят механизмы увеличения площади поверхности космических аппаратов. В большинстве случаев это дешево (как по массе, так и по стоимости реализации), просто и надежно, а также не требует от спутника обязательной работоспособности для функционирования.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Кавказ — один из мировых лидеров по числу долгожителей. Ученые КБГУ задались целью выяснить, что позволяет людям в Кабардино-Балкарии жить так долго и сохранять активность. Работа исследователей открывает новые перспективы в понимании процессов старения и разработке стратегий для продления жизни.
Гарум — знаменитый рыбный соус, который был неотъемлемой частью кухни Древнего Рима и других средиземноморских культур. Он стоял на столах и в хижинах бедняков, и в пиршественных залах патрициев. Философ Сенека с отвращением называл его «драгоценной сукровицей протухших рыб», но миллионы римлян обожали эту приправу. Что на самом деле входило в ее состав? Ответ на вопрос нашла международная команда ученых с помощью чанов, которые использовались для приготовления соуса.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии