Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые ТюмГУ определили «цветовой менталитет» малых народностей Севера
В ТюмГУ исследовали цвет в искусстве народного костюма коренных малочисленных народов тюменского Севера, с помощью которого можно выделить особенности мировоззрения этих народов, их «цветовой менталитет».
Малочисленные народы Тюменского региона – ханты, манси, ненцы и другие – представляют собой общность традиционного мировоззрения с так называемыми промысловыми охотоведческими культами, которые отражают гармонию человека-природы-животных, где охотник не только добывает добычу, но и создает условия на возрождение их популяции, приводящие к равновесию и гармонии в многоцветии северной природы.
Природа цвета Севера Тюменского региона отражает его суровый «характер»: это континентальный климат Арктического бассейна с реками Обью, Енисеем, Леной, многочисленными озерами, болотами, лесами. Цвет — одна из самых существенных реалий об окружающем мире, который человек воспринимает и органично воспроизводит в образах художественных произведений. Тайну цвета пытались разгадать многие исследователи в различных областях науки и культуры.
И интересно направление исследования – символика цвета в культуре народов Севера, потому что цвет нес определенную сакральную смысловую нагрузку, раскрывающую особенности народов, проживающих на Севере Тюменского региона.
Статья «Цвет в искусстве традиционного костюма коренных малочисленных народов тюменского Севера (на примере анализа музейных экспонатов)» ученых ТюмГУ Ольги Бакиевой и Ольги Поповой вышла в «Вестнике Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение».
Ученые рассмотрели цвет традиционного женского костюма как наиболее смыслосодержащую, эстетически насыщенную форму традиционной культуры, в которой находят отражение мировосприятие народа, основные концепты мироустройства.
Связь цветового предпочтения и особенностей психики рассматривал психолог и психотерапевт XX века, автор и создатель цветодиагностики Макс Люшер. Его цветовая концепция и идеи нашли широкое применение в различных областях знаний и деятельности (искусстве, дизайне, психологии, этнопсихологии, этнолингвистике и других). Ученые ТюмГУ использовали психодиагностику Люшера для проверки того, насколько в искусстве традиционного костюма раскрывается национальная особенность характера.
Исследователи разработали три критерия: доминанта (основные цвета, которые мастер по изготовлению традиционной одежды выделяет как характерные для общности своего этноса и выделяет как идеал, к чему надо стремиться), субдоминанта (цвет в орнаментальных символах, которые, как правило, рассказывают о взаимоотношениях человека с миром), тоника (цветовые акценты в полосках и мелких деталях).
Рассматривая традиционную одежду северных хантов «нуй-сах», которая представлена в Тюменском областном краеведческом музее, можно отметить, что верхняя часть халата выполнена из сукна красного и синего цвета, которые символизируют огонь (красный), воду земную (синий) и являются доминирующими цветами; орнаментальные символы, рога оленей — достаток, радость (желтый).
Орнаментальные бордюры обрамлены синими, желтыми, красными полосками, символизирующими путь человека в земной жизни. Орнамент, украшающий халат в виде «маленького оленьего рога», имеет следующий смысл: если у человека много рогатых оленей, то он защищен дважды.
По орнаменту чередуются желтые и зеленые полосы, снизу тройная полоса разного цвета и сверху двойная полоса. По всей вероятности, тройная полоса символизирует путь человека в этой жизни в разных мирах. Традиционной формой мировоззрения народов Севера, их видения и познания мира, рассматривающей человека как часть космоса, выступает шаманизм, который предполагает, что весь мир состоит из трех миров – Верхнего, Среднего и Нижнего.
Если соотнести цветовую символику с тестами Люшера, то можно вывести интерпретацию функции «хочет быть», здесь доминантой являются красный и синий, по Люшеру это означает «активность – стремление к гармонии» (стремится к жизни, богатой действиями и впечатлениями и к близости, которая доставляет эмоциональное удовлетворение).
Субдоминанта цвета в костюме хантов отражена желтым цветом орнамента, который чередуется с красным цветом, и в тестах Люшера будут рассматриваться как функция, которая характеризует поведение: активный, устремленный вовне и неугомонный, разочарован тем, что события в желаемом направлении развиваются медленно. Это вызывает раздражительность, переменчивость и недостаток настойчивости в преследовании своих целей.
Тоника цвета отражена орнаментированными полосками синего и желтого цвета — это означает, что поведение сдерживается, а еще: взыскательность в своих эмоциональных требованиях и привередливость в выборе партнера. Желание независимости от эмоций делает невозможной какую-либо глубокую эмоциональную близость.
Таким образом, цветовая символика в искусстве народного костюма у северных хантов характеризует их как этнос, активно стремящийся к гармонии, обладающий переменчивым характером, эмоционально сдержанный в проявлении своих чувств.
Манси (вогулы), как и ханты, формировались на протяжении длительного времени с середины I тысячелетия в результате смешения уральских племен с угорскими кочевниками. На территории проживания Ханты-Мансийского автономного округа они селились вдоль рек и озер небольшими юртами.
Мансийский традиционный костюм отличается своеобразной орнаментацией, для которой характерны многоярусные орнаментальные полосы по подолу платья и перпендикулярные полосы по передней полочке, соединяющие нижний мир с верхним миром, и богатство нагрудного украшения из бисера. Доминантой в костюме выступает красный цвет, характеризующий активность, силу, энергию и жизнедеятельность.
В Средние века манси считались отважными войнами, кровожадными и беспощадными, за что и прозвали их вогулами, что значит «дикие». Субдоминанта, синий цвет, характеризует стремление к мирному состоянию, гармонии. Тоника проявляется в орнаментике красного и синего цвета и выражает чувство отрезанности от других и стремление к гармонии.
Таким образом, цветовой анализ традиционного костюма свидетельствует о том, что этносу манси присущи активная жизненная позиция и стремление к мирному состоянию. Наши исследования соотносятся с этнопсихологическими характеристиками этнографов, которые отмечали такие качества манси, как гостеприимство, сострадание и сдержанность. «Манси даже в разгар веселья редко улыбались, сохраняя на лице задумчивое и даже слегка угрюмое выражение со сжатыми губами и мрачным глубоким взглядом исподлобья».
Проведя анализ, ученые сделали вывод, что отличительные черты характера малочисленных коренных народов можно обозначить посредством анализа цветовых кодов в одежде: красный – активность, синий – сдержанность, зеленый – скромность, любовь к природе, к своему роду и так далее. В целом цветовой менталитет раскрывает культурные традиции с элементами обско-угорской архаики, которая находится в гармоничном отношении с природой, в равновесии.
Контрастные яркие цвета в женской традиционной одежде народов раскрывают прекрасный многоцветный суровый Север с длинными зимами, прекрасным многоцветием весны, осени и лета, которые передают их цветовую картину мира. Все это подтверждает, что коренные народы Севера выработали самобытную этику отношений с природой, в основе которой лежит принцип так называемого биологического равновесия, равного права на существование человека и любого природного явления.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии