Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
48 статьи
4 подписчика

Кольский научный центр Российской академии наук (бывший Кольский филиал Академии наук СССР) имени С. М. Кирова, объединение научных учреждений РАН на Кольском полуострове.

Традиции людей, связавших свою жизнь с морем, отличаются от правил, существующих в «сухопутных» сообществах. Не всегда родственники погибших в море могли найти тела, чтобы похоронить их. Погребальные традиции разных народов учитывают вариант «погребения без тела», разными способами обозначая место упокоения его души. Кандидат исторических наук, исполняющий обязанности директора Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра Марк Шахнович на протяжении двух десятилетий исследовал валунные сооружения на территории Русской Лапландии и Западного Беломорья и выдвинул свою гипотезу их происхождения. Она связана с традицией, которая решала эту проблему в православных общинах позднего Средневековья в изученном регионе.

Ученые из Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени И. В. Тананаева и Института проблем промышленной экологии Севера провели совместное исследование возможности получения неорганических блочных теплоизоляционных пеноматериалов на основе кремнеземистых и золосодержащих отходов техногенного происхождения. Такие материалы особенно актуальны для Арктического региона. Ведь российская Арктика — зона активных горных разработок, поэтому здесь наиболее предпочтительно использовать для создания строительных материалов местное сырье, особенно техногенные отходы: «хвосты» горнодобывающих предприятий, золошлаковые отходы тепловых электростанций. Это позволяет «озеленить» производство, сократив выбросы и площади складирования отходов.

Сопоставив реконструкцию климата и растительности с археологическими данными, ученые предположили, что прибытие и распространение охотников-собирателей в изучаемом регионе более или менее синхронно с расширением северных лесов и непрерывным потеплением.

Один из важнейших параметров вещества — его плотность. Понять, что это такое, очень просто: при одном и том же объеме более плотное вещество имеет большую массу, чем менее плотное. Но вот от чего эта плотность зависит, пока не совсем ясно. Ведущий научный сотрудник Геологического института Кольского научного центра Феликс Горбацевич проанализировал отношения между параметрами атомов различных химических элементов и их плотностью.

Ученые из Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН и Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН сопоставили данные многолетних исследований геохимии водоемов Кольского полуострова и архив сведений о климате в этом регионе. Выяснилось, что несмотря на снижение содержания кислотообразующих газов в атмосфере, состав поверхностных вод региона не восстанавливается.

Ученые из Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени И. В. Тананаева Кольского научного центра и НИИ физики Южного федерального университета изучили процесс получения полупрозрачной люминесцентной керамики различными методами и сравнили характеристики полученных материалов. Найденные базовые параметры получения полупрозрачной и высокопрочной люминесцентной керамики ниобата иттрия позволяют существенно расширить область ее применения, удешевить, ускорить и сделать более предсказуемым производство сцинтилляционных детекторов.

Исследователи из Кольского научного центра изучили особенности организации охраны фиторазнообразия в развитом горнопромышленном районе на примере Хибинских гор и горной равнины. Результаты их работы показывают, что система особо охраняемых природных территорий, сочетающая «точечные» и «площадные» охранные зоны, позволяет осуществлять эффективную охрану биоразнообразия, сохраняя редкие и исчезающие виды растений.

Минсельхоз России поддержал выдвинутую на днях губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым инициативу по включению иван-чая в перечень сельскохозяйственной продукции. Это решение приведет к увеличению производства продуктов, косметики и биологически активных добавок из этого растения, а значит, и увеличит интерес к технологическим процессам его переработки. Коллектив ученых из Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени И. В. Тананаева, лаборатории медицинских и биологических технологий Кольского научного центра и студентка Апатитского филиала Мурманского государственного технического университета предложили использовать для этих целей натуральные глубокие эвтектические растворители.

В последние десятилетия палеоклиматологи заинтересовались глендонитами, которых еще называют беломорскими рогульками — карбонатными образованиями различной формы, которые встречаются в самые разные геологические эпохи: от докембрия до наших дней. Проведенное учеными исследование убедительно доказало, что глендониты можно использовать в качестве индикатора близкой к нулю температуры придонной воды, а по изменению геохимического состава карбонатных фаз глендонитов и вмещающих конкреций узнать о последовательных изменениях геохимической обстановки в процессе их формирования.

Результаты работы могут лечь в основу нового направления исследований по геоэкологической оценке распределения химических элементов в находящихся под влиянием промышленности арктических озерах, биоиндикации и биологической очистке водоемов.

Загрузить ещё