Сколтех, Автор в Naked Science

Группа исследователей из центра Сколтеха по проектированию, производственным технологиям и материалам (CDMM) опубликовала результаты исследования, посвященного изучению многофункциональных материалов, получаемых путем добавления углеродных наночастиц к полимерным матрицам. Изученный учеными новый недорогой метод предназначен для самодиагностики материалов. Такие материалы, способные сами выполнять измерения, могут в перспективе прийти на смену датчикам в авиационных конструкциях и других системах, для которых критическим параметром является вес.

Исследователи Сколтеха и их коллеги из России, США и Швеции описали необычную РНК-полимеразу, транскрибирующую гены малоизученного crAss-подобного бактериофага. Ученым удалось «поймать» этот фермент, используя очень малую часть (составляющую менее трех процентов) аминокислотной последовательности, подобной другим РНК-полимеразам. Понимание механизма инфицирования хозяйских клеток этими фагами позволит контролировать состав микробиома, что, в свою очередь, важно для борьбы с различными заболеваниями.

Группа ученых из Сколтеха и университетов Канады и Чили провела исследование с использованием математических моделей эволюции в поиске ответа на актуальный с точки зрения текущей экологической ситуации вопрос: насколько успешно экосистемы могут адаптироваться к изменениям окружающей среды? Специалисты установили, что скорость этих изменений является основным фактором, определяющим выживаемость видовых сообществ, поэтому для поддержания жизнеспособности экосистем достаточно обеспечить снижение темпов изменения климата, разрушения среды обитания и других негативных процессов.

Исследователи из Сколтеха и их коллеги из Германии и США изучили свойства и поведение сплава палладия и меди при изменении температуры и концентрации водорода. Полученные результаты можно использовать для разработки катализаторов.

Ученые из Центра Сколтеха по проектированию, производственным технологиям и материалам (CDMM) разработали метод проектирования и изготовления керамических костных имплантов сложной формы с контролируемой структурой пористости, что значительно повышает эффективность сращивания биологических тканей.

Группа ученых из Сколтеха разработала алгоритмы машинного обучения, позволяющие научить искусственный интеллект определять вязкость нефти методом ядерного магнитного резонанса. Новый способ может использоваться нефтяными компании и даже в других отраслях, в которых важно определять свойства вещества по косвенным параметрам.

Исследователи из Сколтеха и их американские коллеги создали новый подход на основе машинного обучения для локализации драйверов мерцательной аритмии. Так называются небольшие участки сердечной мышцы, которые могут вызвать этот самый распространенный в мире вид аритмии. Предложенный подход может повысить эффективность точного медицинского вмешательства при лечении заболевания, от которого, по оценкам Американской кардиологической ассоциации, страдает 33 миллиона человек по всему миру.

Ученые из группы iMolecule Центра Сколтеха по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных (CDISE) разработали алгоритм машинного обучения для поиска у белков сайтов связывания с лекарствами – потенциальных лекарственных мишеней. Алгоритм BiteNet за полторы минуты может проанализировать тысячу белковых структур и найти оптимальные места для присоединения лекарственных молекул.

Группа ученых из Сколтеха под руководством профессора Сколтеха и МГУ Ольги Донцовой открыла новую некодирующую РНК специфичную для печени. Ученые проследили связь с количеством этой РНК в здоровой печени и при канцерогенезе и предложили использовать ее в качестве биомаркера, создав новую панель для постоперационной диагностики различных типов рака печени. До этого момента не было ни одного качественного диагностического маркера для рака печени, который ставят в основном по УЗИ или КТ.

Ученые Сколтеха разработали интерфейс DroneLight, позволяющий пользователю движением руки управлять небольшим дроном для создания световых изображений или букв. Новый интерфейс может применяться для удаленной связи, развлекательных приложений и даже поисково-спасательных операций.

Исследователи Сколтеха и их коллеги проследили, как меняется активность мозга в процессе изучения новых слов, и обнаружили, что корковые репрезентации звучания и значения новых слов формируются всего за 1-2 часа. В предыдущих исследованиях подобные изменения регистрировались исключительно на второй день после эксперимента, после ночного сна. Полученные результаты могут найти применение в диагностике нарушений речи, а также использоваться для повышения эффективности учебных программ.

Исследователи из Лаборатории гибридной фотоники Сколтеха и Саутгемптонского, а также Ланкастерского университетов продемонстрировали новый оптический метод, позволяющий синтезировать искусственные твердотельные кристаллические структуры для экситон-поляритонов в микрорезонаторе, используя лишь лазерное излучение. Полученные результаты могут стать основой для реализации программируемых схем на базе поляритонов, разработки новых стратегий создания управляемого оптического излучения, а также методов создания надежных пространственно-локализованных когерентных источников света.

Группа ученых из России изучила направления эволюции аминокислотных последовательностей белков у позвоночных животных и насекомых и проследила факторы, влияющие на процесс эволюции.

Ученые из Сколтеха, Института биоорганической химии РАН и МГУ детально изучили фотоконверсию (превращение под действием света) зеленого флуоресцентного белка (GFP) из зеленой в красную форму. Изучение фотоконверсий имеет прикладное значение: интенсивность фотоконверсии может служить показателем состояния клетки – насыщенности кислородом и окислительном стрессе.

Группа ученых из Сколтеха применила методы машинного обучения для предсказания сверхтвердых веществ по кристаллической структуре. Помимо алмаза ученые обнаружили возможность существования нескольких десятков других сверхтвердых материалов.

Ученые Сколтеха из лаборатории профессора Северинова исследовали малоизученный тип системы CRISPR-Cas у бактерий, обитающих в условиях чрезвычайно высоких температур. В ходе исследования было установлено, как система CRISPR-Cas распознает угрозу, собирая фрагменты генетической информации бактериофага в своей генетической «базе данных», которую она использует для борьбы с инфекциями. Понимание этого механизма открывает перспективы для дальнейших генетических манипуляций как с бактериями, так и с их вирусами-фагами.

Если не заниматься переработкой, то к 2050 году мир столкнется с 60 миллионами тонн отработанных фотоэлектрических пластин. Ученые из Сколтеха совместно с коллегами из МГУ разработали новый способ переработки кремниевых пластин. Открытие может помочь отыскать экологичный способ утилизации кремния без использования токсичных реагентов.

Группа ученых из Сколтеха и Института масличных культур в Краснодаре провела генетический анализ российской коллекции рапса. В ходе реализации проекта было описано генетическое разнообразие отечественных линий рапса, были обнаружены и новые потенциальные гены-кандидаты, участвующие в контроле содержания глюкозинолатов – токсичных вторичных метаболитов в рапсовом масле. Результаты работы могут использоваться селекционерами в целях улучшения состава масла.

Ученые предложили технологию измерения спектров ионов сверхтяжелых химических элементов с порядковым номером Z более 102. Подобные измерения имеют фундаментальное значение для космологии, астрофизики и развития теории атомной структуры.

Специалисты из Сколтеха, INRIA и RIKEN Advanced Intelligence Project исследовали возможности нескольких современных алгоритмов машинного обучения по решению определения умственной нагрузки и аффективных состояний человека. Разработанное программное обеспечение может быть использовано при создании более «умных» интерфейсов мозг-компьютер (ИМК), которые могут найти применение в медицине и других областях.