Сколтех, Автор в Naked Science

Исследователи Сколтеха из лаборатории профессора Северинова совместно с коллегами из России и США описали схему работы механизма самозащиты бактерий из семейства систем токсин-антитоксин, который приводит к прекращению роста клетки, тем самым защищая ее от бактериофагов, антибиотиков и других угроз.

Исследователи Сколтеха совместно с коллегами разгадали загадку 1960-х годов о кристаллической структуре потенциально сверхтвердого борида вольфрама, который может оказаться крайне полезным в самых разных областях применения, включая технологии бурения.

Ученые Сколтеха в сотрудничестве с российскими и финскими коллегами нашли новый, бесконтактный способ измерения толщины пленок однослойных углеродных нанотрубок, имеющий перспективы применения в самых разных областях – от солнечной энергетики до умной ткани.

Группа ученых из России, Германии и США под руководством профессоров Сколтеха Петра Сергиева, Ольги Донцовой и профессора Университета Гамбурга Дэниела Уилсона изучила механизм, по которому работает тетраценомицин X, блокирующий процесс синтеза белка у бактерий. Выяснилось, что он действует не так, как похожий на него известный антибиотик тетрациклин, что дает хорошие перспективы по преодолению устойчивости к антибиотикам у бактерий.

Группа ученых из Сколтеха и МГУ показала, что увеличивать емкость суперконденсаторов можно не только азотом. Исследования демонстрируют, что модификация поверхностей с помощью атомов кислорода значительно улучшает электрохимические характеристики материалов. Открытие может помочь в изготовлении суперконденсаторов нового поколения.

Исследователи из России и Чехии провели моделирование возникновения аркад в скалах под действием эрозии. Математическая модель описывает возможность появления последовательно соединенных между собой арок, напоминающих архитектурные аркады, без участия человека и дальнейшее их превращение в колонны.

Ученые из Сколтеха и Научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М. П. Чумакова решили узнать, могут ли системы искусственного интеллекта, помогающие покупателям в выборе товара, порекомендовать новые соединения для лечения вирусных заболеваний. Исследователи установили, что широко используемые алгоритмы способны не только рекомендовать пользователям подходящую музыку или фильмы в интернет-магазинах, но и эффективно отбирать соединения, обладающие противовирусной активностью.

Исследователи из Сколтеха, Университета Аалто и Массачусетского технологического института разработали высокопроизводительный, экономичный и экологически безопасный эластичный суперконденсатор с перспективами применения в носимой электронике.

Ученые Сколтеха (Сколковского института науки и технологий) совместно с коллегами из Грацского университета имени Карла и Франца и обсерватории Канцельхох (Австрия) разработали автоматический метод детектирования «корональных диммингов», или «следов» от корональных выбросов на Солнце, а также доказали, что они являются надежными индикаторами ранней диагностики мощных выбросов энергии из атмосферы Солнца, несущихся с огромной скоростью к Земле.

Исследователи Сколтеха совместно с партнерами из нефтедобывающей отрасли нашли способ применить алгоритмы машинного обучения для прогнозирования теплопроводности породы, ключевого показателя, необходимого для того, чтобы использовать современные методы увеличения нефтеотдачи.

Группа ученых под руководством профессора Сколтеха Филиппа Хайтовича провела масштабное исследование экспрессии генов в 33 различных участках мозга человека, шимпанзе, макаки и карликового шимпанзе бонобо. Исследование проводилось методом транскриптомики с разрешением в одну клетку. Это позволило составить карты регионов мозга с учетом различных клеток, входящих в их состав. Такие карты крайне важны для изучения эволюции человека.

Ученые Сколтеха совместно с коллегами более двух лет исследовали кратер на полуострове Ямал, образовавшийся в результате газового выброса из толщи многолетних мерзлых пород. На момент обнаружения кратер имел глубину 20 метров и такую же ширину. Специалистам удалось построить модели, которые описывают возможные процессы формирования подобных кратеров и имеют перспективы использования в геокриологии и в исследованиях изменения климата.

Исследователи Сколтеха и их коллеги изучили более 30 тысяч вариантов генетических последовательностей, кодирующих два флуоресцентных белка, чтобы понять, какие характеристики мРНК и первого десятка кодонов в ней могут повышать эффективность процесса трансляции. Помимо прочего, они установили, что редкие кодоны в начале последовательности, по-видимому, не увеличивают эффективность трансляции, как предполагалось ранее.

Исследователи из Центра энергетических наук и технологий Сколтех (CEST) визуализировали формирование поверхностного пассивирующего слоя на углеродистых электродных материалах аккумуляторного класса с использованием локальной атомно-силовой микроскопии (AFM). Это поможет исследователям разрабатывать и изготавливать аккумуляторы с более высокой производительностью и долговечностью.

Ученые Сколтеха и МФТИ предсказали и экспериментально подтвердили возможность существования на поверхности алмаза тонкой пленки хлорида натрия (NaCl) с необычной гексагональной структурой. Она может служить диэлектриком, отделяющим затвор от канала в полевых транзисторах на алмазе, которые могут применяться, в частности, в электромобилях и телекоммуникационном оборудовании.

Исследователи Сколтеха совместно с коллегами показали, что LATP – твердый электролит, который можно было бы использовать в накопителях энергии нового поколения, очень чувствителен к воде, что непосредственно влияет на производительность и срок службы аккумуляторов.

Исследователи из лаборатории Центра проектирования, производственных технологий и материалов Сколтеха (CDMM) предложили использовать дендримерные структуры на основе сульфонимидов для создания тонких пленок толщиной в одну молекулу. Ученым удалось создать защитную водоотталкивающую пленку. При этом предложенное вещество можно модифицировать разными способами, придавая поверхности и другие желаемые свойства.

Ученые Сколтеха разработали метод, который решил проблему поиска материала с необходимыми свойствами среди всех возможных комбинаций химических элементов.

Ученые Сколтеха в сотрудничестве с исследователями Штутгартского университета, Технологического института Карлсруэ и Российского квантового центра провели первые систематические экспериментальные измерения электропроводности приповерхностного слоя воды и получили новые данные, существенно расширяющие имеющиеся знания о чистой воде вблизи границы раздела сред.

Исследователи Сколтеха из лаборатории профессора Северинова совместно с коллегами из Швейцарии и Израиля исследовали малоизученный механизм защиты бактерий от вирусов – BREX, и продемонстрировали, что его можно «отключить» при помощи вирусного белка, имитирующего ДНК.