Причиной скрытой овуляции у женщин назвали соперничество между ними — Naked Science

Причиной скрытой овуляции у женщин назвали соперничество между ними

4.6

Существует распространенное мнение, что женщины, скрывая овуляцию, получили возможность удерживать мужчин рядом с собой. Однако авторы нового исследования заявляют о преимуществах, которые женщины, напротив, таким образом могли возыметь во взаимоотношениях с представительницами своего же пола.

Кадр из фильма "Дрянные девчонки"
Кадр из фильма “Дрянные девчонки” (2004 год) / © Gifer

После десятков лет дискуссий ученые так и не пришли к единому мнению о том, почему овуляция у женщин скрыта — то есть при ней отсутствуют какие-либо заметные изменения, в отличие от гона, или периода спаривания у животных, характеризующегося набором индивидуальных для каждого вида поведенческих парадигм. Например, у самок медвежьего павиана в это время набухают половые органы, увеличивая общую массу тела примерно на 14%.

Но какие преимущества, если они вообще есть, получили бы самки человека от сокрытия овуляции? Согласно популярной гипотезе, женщины таким образом могли привлечь больше материальных благ и помощи от партнеров-мужчин, как бы приковывая их себе. Однако авторы нового исследования, опубликованного в журнале Nature Human Behaviour, предлагают альтернативное объяснение: по их словам, в скрытой овуляции повинна конкуренция между самими же самками человека — и, будучи незаметным для окружающих, этот процесс выхода яйцеклетки из яичника в маточную трубу позволил им избегать агрессии со стороны других представительниц своего пола.

«Мы проверили гипотезу о том, что самки, скрывающие овуляцию, избегали агрессии, которую другие самки проявляли в адрес привлекательных и / или овулирующих соперниц. Такая гипотеза женского соперничества согласуется с работами, предполагающими, что самки разыгрывают внутрисексуальную агрессию в ходе брачного периода, а также могут избирательно противостоять овулирующим соперницам», — пишут ученые из Государственного университета Оклахомы (США). Но не все соглашаются с этим предположением: так, некоторые специалисты считают, что овуляция была скрыта еще у прямых предков человека и не стала продуктом эволюции.

По мнению авторов новой работы, наши предки-женщины все же могли как минимум несколькими способами сигнализировать об овуляции, однако со временем она стала скрытой. Более того, отмечают они, это не означает, что сигналы женской овуляции сегодня действительно полностью незаметны: ее признаки все же можно выявить по запаху или голосу. Таким образом, овуляция скрыта лишь отчасти.

«Я ломала голову над гипотезой о вкладе мужчин в течение многих лет и решила проверить ее, — рассказала Афина Актипис. — В то же время я изучала женскую социальность, и меня поразило, что женщины могли проявлять агрессию к другим женщинам, показывая овуляторные сигналы, которые затем помогли бы скрыть овуляцию».

В вычислительных агентных моделях агент — это человек, поведение которого можно программировать и анализировать. Каждый из них следует определенному набору правил и может взаимодействовать с другими агентами и окружающей средой. В модели, разработанной учеными для проверки своей гипотезы о женском соперничестве, мужчины-агенты и женщины-агенты следовали правилам, регулирующим их поступки, репродуктивное поведение и привлекательность.

При этом агенты-мужчины различались по степени «распущенности»: предпочитающие беспорядочные связи не вступали в партнерские отношения с женщинами и не воспитывали с ними детей, в то время как те, что, напротив, не были неразборчивыми, держались рядом с самками, делились благами и ресурсами, а также помогали в воспитании потомства. Женщины-агенты, в свою очередь, либо физически сигнализировали о наступлении овуляции, либо это явление происходило незаметно. Также представительницы прекрасного пола имели возможность в случае чего атаковать друг друга.

В итоге моделирование подтвердило предположение ученых: оказалось, самки, скрывающие овуляцию, жили лучше. Они рожали больше детей, не сталкивались с агрессией со стороны себе подобных и могли наладить хорошие партнерские отношения с мужчинами. Помимо этого, исследователи решили проверить теорию о получении помощи от самцов, а между тем человеческие самки не могли проявлять агрессию по отношению друг к другу. Как выяснилось, никакой явной пользы от скрытой овуляции в таком случае не было.

«Социальные науки имели тенденцию предполагать, что познание и поведение мужчин — по умолчанию норма. Однако женщины время от времени сталкиваются с уникальными проблемами — особенно в своих взаимодействиях с другими женщинами. Наша работа стала отчасти результатом серьезного отношения к этой идее, — отмечают авторы исследования. — Также она являет собой необходимый сдвиг в представлениях о том, как эволюционировали женщины. Женская социальность и другие адаптации существуют не только ради получения выгоды от мужчин, хотя долгое время эта точка зрения была главенствующей».

Российские ученые исследовали содержание и свойства растворенных органических веществ, важнейшей составляющей вод Северного-Ледовитого океана, в арктических морях России. Выяснилось, что проникновение солнечного света и цвет воды в них напрямую связаны с количеством растворенной органики. Результаты работы помогут лучше интерпретировать данные спутников о состоянии океанов и морей, а также отслеживать влияние глобального потепления на состояние вод.