Вымерший однажды вид птиц «восстал из мертвых»
10.05.2019
Max Koval

Вымерший однажды вид птиц «восстал из мертвых»

Один из видов наземных птиц — кювьеров пастушок — вымер сотню тысяч лет назад. Но исследователи нашли свидетельства его «воскрешения».

fawkes_wb_f2_fawkesmeetingharrypotter_still_100615_land

Это произошло благодаря явлению итеративной эволюции. Статья об открытии опубликована в Zoological Journal of the Linnean Society.

Итеративная эволюция — это частный случай параллельной эволюции, который заключается в развитии одного и того же вида из одинакового предка, но в разное время. Такое явление встречается крайне редко, поэтому ученых и удивил случай «возрождения» вымершей 136 тысяч лет назад птицы. Это первый случай, когда итеративная эволюция была замечена для этого рода, и один из самых значительных примеров в истории птиц.

Как и некоторые другие нелетающие птицы (моа и додо), кювьеров пастушок (Dryolimnas cuvieri) обитал на островах, где практически не водятся хищники. Это сыграло с одним из его видов злую шутку.

Пастушковые — семейство белогорлых птиц размером с курицу, обитающих на Мадагаскаре и островах в Индийском океане. Они постоянно колонизируют изолированные острова в океане. Однако хоть такие острова и свободны от хищников, они очень часто становятся жертвой стихийных бедствий. Не умеющие летать птицы быстро погибают в результате этих явлений.

Один из видов пастушковых имел способность летать, что и позволило ему переселиться на атолл Альдабра, входящий в Сейшельские острова. Обосновавшись там, птица эволюционировала так, что потеряла способность летать. Однако 136 тысяч лет назад атолл полностью покрыло море после наводнения и образовавшийся там вид исчез с лица земли.

Кювьеров пастушок (Dryolimnas cuvieri) / ©Alexandre Laubin

Новое исследование, проведенное учеными Портсмутского университета и Музея естественной истории, показало, что примерно 100 тысяч лет назад кювьеров пастушок снова появился на этом же атолле, который к тому времени уже всплыл обратно. Более того, после своего «воскрешения» вид так и не вымер и существует до сих пор.

Это удалось сделать с помощью анализа останков костей, найденных в ходе раскопок на атолле. Исследователи сравнили образцы костей обитающих на атолле птиц до его затопления и после. Кости были идентичны друг другу и принадлежали одному и тому же виду — кювьерову пастушку, эндемику атолла Альдабра.

«Эти уникальные окаменелости дают неопровержимые доказательства того, что член семейства пастушковых дважды колонизировал атолл. Он прилетел, скорее всего, с Мадагаскара и каждый раз, прилетая на атолл, терял способность к полету, превращаясь в другой вид. Ископаемые свидетельства, которые мы представили, уникальны для этих птиц и олицетворяют их способность успешно колонизировать изолированные острова и довольно быстро терять способность к полету в результате итеративной эволюции», — говорит доктор Джулиан Хьюм, ведущий автор исследования, научный сотрудник Музея естественной истории.