Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
28.10.2020
8 080

Получено 3D-изображение мощнейшего антитела к коронавирусу SARS-CoV-2

5.7

Изображение, созданное с помощью рентгеновского анализа белков, показывает, как молекулы на концах нейтрализующего антитела препятствуют способности молекул «шипов» коронавируса связываться с рецепторами на поверхности клеток человека.

Антитело CV30
Антитело CV30 / © Fred Hutch

Антитело — крошечный Y-образный белок, который служит одним из главных средств для борьбы с болезнетворными микроорганизмами, включая вирусы. Антитела к SARS-CoV-2 (возбудитель Covid-19) ученые выделили из образцов крови пациента с коронавирусом из штата Вашингтон еще в самом начале нынешней пандемии.

С тех пор исследователи провели немало времени, изучая эти глобулярные белки плазмы крови. В частности, один из вопросов, который остается не до конца решенным: как долго сохраняются антитела в крови переболевших Covid-19?

Теперь ученые из Онкологического исследовательского центра Фреда Хатчинсона в Сиэтле (США) наглядно показали, как мощнейшее (в 530 раз сильнее по сравнению с другими) антитело выздоровевшего пациента, получившее название CV30, вмешивается в ключевой механизм «шипов» SARS-CoV-2 и заставляет их критически важные части буквально ломаться в процессе. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Авторы работы нанесли на карту молекулярную структуру CV30, в результате получив набор 3D-изображений, которые позволили выяснить, в чем секрет действия CV30. «Наше исследование показывает, что это антитело CV30 нейтрализует вирус с помощью двух механизмов. Первый заключается в том, что оно перекрывает целевой сайт вируса на клетках человека, а другой — в том, что оно вызывает диссоциацию или отделение части “шипа”», — объяснили ученые.

Николас Херлберт, который помогал в разработке изображений, рассказывает, как это антитело взаимодействует с «шипами» коронавируса, блокируя их способность связываться с рецептором человеческих клеток / © Fred Hutch

Нейтрализующие антитела из крови выздоровевших пациентов можно вводить инфицированным — это экспериментальный подход, известный как плазмотерапия. Донорская плазма содержит большое количество антител с разной эффективностью. Хотя когда-то такой метод считался многообещающим, недавние исследования поставили его эффективность под сомнение.

Однако фармацевтические компании продолжают экспериментировать с комбинациями мощных нейтрализующих антител, создаваемых в лаборатории. Подобные «коктейли из моноклональных антител» можно производить в промышленных масштабах и вводить как здоровым (для профилактики), так и уже заразившимся коронавирусом.

Ученые из Сиэтла надеются, что описанное ими антитело CV30 может оказаться полезным для профилактики или лечения Covid-19. Чтобы выяснить это, CV30 вместе с другими белками-кандидатами необходимо протестировать доклинически, а затем провести испытания на людях.

На прошлой неделе сразу два новых исследования нашли объяснение высокой инфекционности SARS-CoV-2 и его способности так легко и быстро захватывать организм. А ученые из Университетского колледжа Лондона рассказали о случае 45-летнего пациента, перенесшего Covid-19 в достаточно тяжелой форме: примерно через 40 дней после заражения он начал ощущать звон в ушах и внезапную потерю слуха.